В Чехии разыгрывается украинский сценарий

Не исключено, что Чехии предстоит пройти через новые выборы, которые состоятся через несколько месяцев. Однако можно с уверенностью сказать, что экономика страны пострадает из-за политического кризиса




В конце прошлой недели Чехия выбирала парламент. Основными претендентами на победу являлись правящая Социал-демократическая партия (СДП), возглавляемая премьер-министром Иржи Пароубеком, и оппозиционная правоцентристская Гражданско-демократическая партия (ГДП), основателем и лидером которой до своего избрания президентом являлся Вацлав Клаус. СДП по итогам подсчета 99,97% голосов набрала 32,32%, тогда как ГДП получила поддержку 35,37% избирателей. В парламент также прошли Коммунистическая партия, "зеленые" и христианские демократы, которые значительно отстали от фаворитов.

Основная интрига заключалась в том, сумеет ли одна из двух партий-фаворитов получить достаточное количество мандатов для создания правящей коалиции. Предварительные итоги голосования свидетельствуют о том, что победил пессимистический сценарий, согласно которому Чехию ожидает паралич власти. Гражданские демократы получили 81 место в 200-местном парламенте, а партии, которые могут войти с ними в коалицию (христианские демократы и "зеленые"), завоевали в общей сложности всего 19 мест. Таким образом, у правых набирается половина всех голосов, и создать устойчивое правительство им не удастся.

В этой связи ключевым игроком на парламентской сцене становится Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ), получившая 26 мест в парламенте (остальные 74 – у СДП). Однако в альянс с нею не хотят вступать ни ГДП, ни СДП, которые в своих программных документах отмежевываются от коммунистов. Премьер Пароубек неоднократно повторял, что исключает возможность формирования будущей коалиции с коммунистами, а президент Клаус заявил, что как глава государства и гарант конституции он не допустит формирования правительства, в которое войдут коммунисты. Обозреватели, правда, указывают, что президент не обладает правом запретить какой-либо из партий входить в правящую коалицию и занимать правительственные посты, однако это заявление является достаточно симптоматичным. Не исключено, что оно может подтолкнуть социалистов пересмотреть свое решение и предложить коммунистам тактический союз. Тем более, что КПЧМ фактически уже предложила СДП свою поддержку для формирования будущего правительства. Однако по результатам выборов это предложение не может рассматриваться как актуальное, хотя бы потому, что завоеванных социалистами и коммунистами мест в парламенте все равно недостаточно, чтобы сформировать правящую коалицию. По многим вопросам коммунисты солидаризируются с социалистами, например, новый Трудовой кодекс был принят парламентом благодаря поддержке коммунистов. Однако существуют и такие позиции, по которым коммунисты готовы поддержать гражданских демократов – это, в первую очередь, отношение к членству Чехии в ЕС. Как известно, Клаус является одним из наиболее последовательных "евроскептиков", утверждающих, что экономика Евросоюза находится в периоде стагнации и Чехия ничего не получила и не получит от членства в этом объединении. Однако популистская риторика коммунистов, обещающих в обозримом будущем повысить зарплаты, ежегодно строить тысячи новых квартир, улучшить систему здравоохранения, озаботиться развитием социальной сферы, улучшить ситуацию с образованием и наукой у серьезных чешских политиков доверия не вызывают. Что, впрочем, не помешало КПЧМ на выборах в Европейский парламент от Чехии завоевать шесть из полагающихся стране 24 мест.

Итак, коммунисты в коалиционном правительстве участвовать, скорее всего, не будут. Создание союза на основе двух наиболее популярных в Чехии сил – ГДП и СДП – также нереально. Накануне выборов в прессе появились свидетельства высокопоставленных чиновников, заявивших, что руководство СДП препятствует расследованию коррупционных дел, к которым причастны члены этой партии. В ответ Пароубек обвинил руководство ГДП в организации "политической провокации с целью повлиять на итоги голосования". Клаус, в свою очередь, призвал избирателей не допустить переизбрания Пароубека, установившего единоличное правление и "сконцентрировавшего в своих руках больше власти, чем любой премьер со времени свержения коммунизма в 1989 году". Он также обвинил премьера в том, что тот заключил тайный союз с коммунистами. Пароубек на это ответил: дискредитация его правительства проходит на фоне ежегодного прироста ВВП на 6-8%, снижения инфляции и других достижений в сфере экономики. Он сказал, что процветающая экономика страны обеспечивает "расширение пространства благоденствия", а его политические противники (подразумеваются президент Клаус и лидеры ГДП) пытаются воспрепятствовать дальнейшей интеграции Чехии в ЕС и сорвать запланированное на 2010 год вхождение Чехии в зону евро.

После подведения итогов голосования Пароубек заявил, что опротестует их в Верховном суде. По мнению лидера СДП, многие СМИ нарушили закон о выборах, открыто поддержав гражданских демократов и напечатав "клеветнические нападки", призванные дискредитировать как его самого, так и партию, которую он представляет. Клаус тотчас выступил в прямом эфире чешского телевидения и заявил, что Пароубеку следует с уважением отнестись к волеизъявлению избирателей.

Таким образом, в стране возникла патовая ситуация, выхода из которой наблюдатели пока не усматривают. Не исключено, что Чехии предстоит пройти через новые выборы, которые состоятся через несколько месяцев. Однако можно с уверенностью сказать, что экономика страны пострадает из-за политического кризиса, поскольку, как ожидается, иностранные инвестиции сократятся, рынок ценных бумаг отреагирует на политическую неопределенность падением и т.д. Политическим элитам следует как можно скорее найти выход из создавшейся ситуации, что при чешском политическом раскладе будет непросто.

Выбор читателей