Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Формальными основаниями для рассмотрения такого закона стали ратификация Госдумой конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, а также вступление в силу федерального закона "О противодействии терроризму". А настоящей причиной скоростного прохождения через Госдуму поправок в антитеррористическое законодательство стали, как известно, события в Ираке, где погибли пятеро сотрудников российского посольства. Вскоре после этого президент "дал указание российским спецслужбам принять все меры для поиска и уничтожения преступников, совершивших убийство российских дипломатов в Ираке". Но тут выяснилось, что у бойцов невидимого фронта нет соответствующих полномочий. Да и глава государства, строго говоря, не имел права давать им такое поручение.
И тогда задним числом пришлось срочно подправлять нормативные акты, чтобы выступление президента не считалось неконституционным действием, влекущим определенные юридические последствия. Конечно, до импичмента дело бы не дошло, но как минимум Конституционный суд был бы вынужден признать не соответствующим Основному закону любой указа президента (даже совершенно секретный), в котором разрешается проведение силовой акции за пределами России. Кстати, прецедент такого дела в КС имеется. Когда стало известно о секретном указе первого президента России, фактически узаконившем начало войны в Чечне, нормы этого документа были оспорены в судебном порядке. КС признал тогда указ Бориса Ельцина соответствующим Конституции, но ведь речь шла о наведении порядка на территории Российской Федерации, пусть даже с помощью регулярной армии. А вот на подобные действия за границей требуются совсем иные полномочия, которых до последнего времени у российского президента не было.
Вот почему Дума в спешном порядке пропустила через все свои инстанции законопроект, который предусматривает, что президент "принимает решение об использовании за пределами территории РФ формирований ВС РФ и подразделений специального назначения". Они могут быть задействованы "для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против РФ либо граждан РФ или лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ".
Одновременно, как сообщает РИА "Новости", изменения и дополнения вносятся в ряд законов, в том числе "О противодействии терроризму", "О СМИ", "О связи", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма", "О ФСБ", а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Если президенту парламентарии готовы дать дополнительные полномочия, то деятельность представителей СМИ в зоне проведения контртеррористической операции будет ограничена. В соответствии с поправками, вся информация о ходе операции будет предоставляться журналистам руководителями операции. Впрочем, о стремлении Думы ограничить свободу слова в нашей стране сказано и написано уже слишком много. Так что сегодня ограничимся комментариями, связанными с новацией, позволяющей использовать российские спецслужбы и спецназ за рубежом.
Предоставление президенту РФ такого права полностью отвечает задачам обеспечения национальной безопасности государства, считает депутат Думы, бывший секретарь Совета безопасности РФ Андрей Кокошин. По его мнению, это позволит России обеспечить "свои прерогативы в сфере безопасности и защиты своих граждан за рубежом". Причем, по словам Кокошина, "такого рода действия могут носить и превентивный характер".
Не будем спорить с уважаемым депутатом по поводу защиты граждан РФ, находящихся на территории иностранных государств. Возможно, спецслужбы и могут обеспечить охраной высокопоставленных сотрудников дипломатических миссий. Но совершенно ясно, что прикрыть своими крылышками всех россиян им не под силу. Впрочем, это вполне понятно. И вряд ли подразделение спецназа должно сопровождать каждого дипломата, перемещающегося по территории страны, где он находится по служебным делам. А вот внедрять свою агентуру в те террористические организации, которые могут выбрать своей целью российские посольства или консульства, спецслужбы, несомненно, обязаны. Только и внутри страны они это делают не слишком успешно. Поэтому нет никаких гарантий, что за рубежом наши агенты будут работать достаточно эффективно.
Тем не менее, если статус отечественных спецслужб за рубежом будет узаконен, то зарубежные коллеги наверняка окажут им необходимую помощь. Вчера, правда, то есть еще до вступления нового закона в силу, генеральный прокурор Германии Харольд Рендж от лица генпрокуроров Европы предложил России помощь в розыске убийц сотрудников российского посольства в Ираке. "Мы готовы сотрудничать с соответствующими агентствами для того, чтобы убийцы были найдены и ответили", – сказал, как сообщило РИА "Новости" г-н Рендж, председательствовавший на заседании генеральных прокуроров Европы в Москве. От лица прокуроров Европы Ренжд также выразил глубокие соболезнования Владимиру Путину в связи с гибелью российских дипломатов в Ираке.
Пока Европа скорбит вместе с нами и обещает свою помощь, граждане России критикуют действия своих властей, считая, что те были недостаточно активными, предпринимая меры по спасению сотрудников посольства РФ в Ираке. Лишь 27% опрошенных социологами Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) считают, что властями "было сделано все возможное, и не их вина, что спасти заложников не удалось". Почти половина респондентов – 49% – полагают, что власти "не использовали всех возможностей для спасения российских граждан". Если учесть, что о произошедших в Ираке событиях осведомлено подавляющее число наших соотечественников (лишь 15% ничего о нем не знают), можно экстраполировать эти данные на все население страны. И тогда получается, что нынешние судорожные действия властей являются определенной реакцией на общественное мнение, в глазах которого гибель российских дипломатов является следствием бездействия тех, кто мог хоть как-то повлиять на ход развития событий, но не сделал всего, что от него зависело.
Среди тех, кто критически оценивает действия властей по спасению дипломатов, больше мужчин, чем женщин – 52% и 46% соответственно. Наименее критичные оценки дают представители самой молодой возрастной группы – 18-24 года (45%) и пенсионеры (46%).
Пока Дума принимала необходимые президенту поправки, Путин, не дожидаясь прохождения закона через нижнюю палату, направил в Совет Федерации официальное обращение с просьбой разрешить использовать Вооруженные силы за границей для отражения угроз со стороны международного терроризма. Об этом 5 июня сообщил председатель СФ Сергей Миронов, который пояснил, что глава государства просит сенаторов разрешить использовать Вооруженные силы за границей при угрозах суверенитету России и жизни ее граждан. Миронов полагает, что для решения такого рода задач могут быть задействованы силы ГРУ и других спецслужб. Обращение Путина будет рассмотрено на ближайшем заседании СФ. В том, что верхняя палата удовлетворит просьбу президента, никто не сомневается. "Россия должна иметь возможность противостоять террористической угрозе и наказывать тех, кто покушается на суверенитет и жизнь и здоровье граждан. Мы единогласно примем такое решение. Я уже поручил председателю Комитета по безопасности Озерову подготовить документ", – сказал, предвосхищая обсуждение этого вопроса в СФ, спикер палаты. При этом Миронов полагает, что в таком документе обязательно должен указываться конкретный срок, на который дается разрешение.
Возможно, Миронов прав и в некоторых случаях срок проведения операции возмездия должен быть ограничен. Но если говорить об убитых в Ираке дипломатах, то здесь, с учетом того, что власти этой страны сами не контролируют ситуацию, таким сроком может стать, например, срок полномочий самого президента. А если до марта 2008 г. спецслужбы не справятся с заданием, то новый глава государства должен будет вновь просить сенаторов, чтобы они разрешили нашим рыцарям меча и кинжала сделать то, чего они не смогли сделать ранее по указанию Путина.
Женщины опасаются действия властей