Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Несмотря на то что право роспуска парламента у Ющенко появилось в полночь 26 июля, когда истек 60-дневный срок, предусмотренный конституцией для формирования новым составом ВР правительства страны, президент, ссылаясь на ту же конституцию, явно предпочитает тянуть время и обещает определиться с кандидатурой на пост премьер-министра до 2 августа. По закону право на 15-дневный тайм-аут по этому вопросу у него есть. "За это время нация и парламент получат ответ", – сказал глава государства.
При этом Ющенко вчера пообещал "не допустить, чтобы премьер-министр реализовывал политику раздора, политику, которая будет вести украинскую нацию в другую сторону, политику, которая дробит украинскую землю, украинскую территорию, политику, которая не работает на консолидацию". Можно ли считать это ультиматумом Виктору Януковичу? Вероятнее всего, нет. Возможности для маневра у Ющенко настолько ограничены, что все его ультиматумы могут быть смело спущены в корзину. Комментируя высказывания президента на тему того, что вообще-то Украине нужна "более нейтральная кандидатура на пост премьера" (Янукович, как известно, представляет интересы восточной части украинского электората, тогда как для западного более приемлема кандидатура премьера Тимошенко), нардеп от "регионалов" Тарас Чорновил вчера справедливо заметил: "Президент не может требовать поменять кандидатуру премьера. Наша коалиция окончательно определилась, что премьером будет Янукович". Тем самым Ющенко в очередной раз дают понять: ситуацией уже давно управляет не он. И в этом контексте его ультиматумы звучат как минимум нелепо.
Конечно, в чисто декларативных целях он может требовать от Януковича лояльности, подтверждения верности своему, президентскому, курсу – в противном случае президент рискует окончательно потерять лицо. И Янукович, скорее всего, будет говорить Ющенко то, что президент желает услышать. Однако даже если бы лидер Партии регионов взял и пошел сейчас наперекор воле президента (чего первый, будучи человеком достаточно искушенным в аппаратных интригах, явно не сделает, поскольку пока что ситуация складывается в его пользу), это изменило бы расклад сил в сторону, еще менее предпочтительную для Ющенко. На выбор президенту предлагается следующий набор комбинаций: перевыборы, новая победа Януковича (не факт, что после этого "регионалам" вообще придется с кем-то о чем-то договариваться), возможное усиление Тимошенко (БЮТ наверняка попытается использовать свое поражение по максимуму, аккумулируя весь "оранжевый" электорат и уже сегодня угрожая стать "ночным кошмаром для власти"). В итоге "Наша Украина" окажется в еще большем минусе, чем сейчас – хотя, казалось бы, дальше ехать некуда.
Не случайно БЮТ по-прежнему активно настаивает на перевыборах, несмотря на все прогнозы о снижении рейтинга "оранжевых". Тимошенко уж точно нечего терять – в нынешней Раде она рискует занять то же место, что и Наталья Витренко в украинской политике в целом. А Юлию Владимировну эта роль явно не устраивает. Новое руководство Рады, спикер Александр Мороз и его первый заместитель Адам Мартынюк, роспуску противятся, называя подобные идеи "незаконными". По мнению Мороза, те, кто требует роспуска Рады, "под фальшивыми лозунгами навязывают логику гражданского конфликта". "В абсолютном соответствии с законом в парламенте создана антикризисная, а по сути – объединительная коалиция, которую поддерживает большинство депутатов. Если даже допустить внесение незаконного указа про роспуск парламента, то Верховная рада этому своеволию не покорится. Мы готовы отстаивать демократические права и свободы всеми законными и конституционными способами", – подчеркнул Мороз. По его словам, на данном этапе существует только один "законный и цивилизованный путь – внести в парламент предложенную кандидатуру премьер-министра", то бишь Януковича.
"В том, что Ющенко отказывается вносить в Раду кандидатуру Януковича, не следует искать политических причин. Здесь "голая" экономика – окружение президента не желает терять контроль над некоторыми сверхприбыльными отраслями украинской экономики", – считает руководитель депутатской фракции Социалистической партии в Верховной раде Иван Бокий. По его словам, ряд фигур, близких к Ющенко, полностью контролируют весь газовый бизнес на Украине, который приносит совокупный доход до $3,5 млрд в год. "Терять такие деньги никто не хочет, поэтому никакой политики в решениях Ющенко нет. Только экономический расчет", – считает социалист.
Со своей стороны, "регионалы" в борьбе за парламент решили прибегнуть к казуистике: оказывается, срок, отведенный на формирование кабмина, назначен неверно. "60-дневный срок, отведенный на формирование кабинета министров, начинается со дня отставки предыдущего правительства. А отставки как таковой не было, было только сложение полномочий правительства перед парламентом, что совершенно разные вещи", – заявил заместитель председателя фракции Партии регионов Евгений Кушнарев. Во вторник депутаты даже проголосовали за отмену постановления от 10 января 2006 г. об отставке правительства Юрия Еханурова, ссылаясь на то, что тогда против этой отставки категорически возражал президент. "Если Верховная рада четвертого созыва сделала ошибку, давайте ее поправим", – отметил один из парламентариев. Представитель "Нашей Украины" Роман Зварыч, впрочем, назвал такой запоздалый альтруизм "глупостью, которая ни на что не может повлиять".
Что касается вступления НУ в антикризисную коалицию, тот же Зварыч не исключает того, что слияние все-таки состоится. По его словам, главное – чтобы соблюдались условия сохранения внутреннего и внешнего курса Украины, которые ведутся президентом. "Вступление Украины в ЕС, адаптация нашего законодательства к законам ЕС, вступление до конца этого года в ВТО, сближение с НАТО, утверждение прав и свобод граждан, в частности, в процессуальном законодательстве, укрепление институтов демократии. На основании этих принципов мы предлагаем создать коалицию нового состава", – сказал он.
Однако самое смешное: в то время как президентские силы бьются за право Украины стать западной державой, почему-то пытаясь навязать эту же позицию более сильным игрокам, сам Запад признает, что у Украины все-таки несколько иной путь. Аналитик вашингтонского фонда New America Foundation Анатоль Ливен в Financial Times констатирует: попытки Запада прогнуть свою линию на Украине провалились, и в целом – во всяком случае, для европейского налогоплательщика – это не так уж и плохо. "События 2004 г. перестали выглядеть как революция в том смысле, что никаких фундаментальных преобразований в украинском государстве не произошло. "Оранжевая коалиция" распалась, экономический рост стремительно сдает позиции, реформы остановились, а на свободных и честных парламентских выборах, проведенных в марте этого года, больше всех голосов получила пророссийская партия, возглавляемая изгнанным в 2004 г. соперником Ющенко – Виктором Януковичем. Сейчас Янукович, вероятно, возглавит коалиционное правительство в стране, которой руководит его бывший соперник Виктор Ющенко", – отмечает Ливен.
Анализируя причины этой "идеологической и геополитической неудачи" американской и западной стратегии в бывшем Советском Союзе, аналитик отмечает: украинские события продемонстрировали, что процессы, инициированные Западом в Центральной Европе и Прибалтике, нельзя спокойно перенести на страны бывшего СССР. "Речь идет о разных типах общества, экономических ситуациях, национальной идентичности, общественных связях. Связь с Россией там гораздо прочнее, а вот США и Европа стали слабее, чем были пять лет назад", – констатирует он. Называя провал "оранжевой революции" "бедой для Украины", Ливен при этом указывает на одну немаловажную деталь: на самом деле Украину на Западе не так уж и ждут. Последние события спасли всех от большей опасности – опасности преждевременного расширения НАТО на территорию Украины, за которое всего несколько недель назад ратовали некоторые влиятельные круги в Вашингтоне. "Сегодня эта стратегия похоронена на длительный период в обозримом будущем, а нам срочно нужно разрабатывать альтернативную. Опасность расширения НАТО имела три составляющих: неотвратимость реакции России; сопротивление расширению большинства украинцев, в особенности на русскоговорящем востоке и юге страны; а также тот факт, что членство в НАТО не было бы подкреплено членством в Европейском союзе, утверждающим страну как часть Запада". Более того: на конференции по Украине, состоявшейся в июне в Риме, большинство представителей ЕС и западноевропейских дипломатов объявили невозможным вступление Украины в Европейский союз и с глубоким скепсисом высказались даже относительно перспектив расширенного партнерства с Украиной. Причины не только в недостаточном развитии последней, но и в недовольстве избирателей западноевропейских стран дальнейшим расширением ЕС и его стоимости для западноевропейских налогоплательщиков. "Двигатель расширения Евросоюза, наиболее интенсивно работавший, когда происходило присоединение к Западу бывших коммунистических стран, близок к пределу своей мощности", – убежден Ливен.
Одним словом, Запад задумался: а стоит ли навязывать свой образец демократии тем, кто к этому явно не готов. "Мы раньше демонстрировали тенденцию к тому, чтобы обращаться как с подлинно легитимными и демократичными политиками только с теми украинцами, которые вели страну прочь от России, вне зависимости от того, соответствует ли это желаниям избирателей. Раскол украинского населения – это не задачка, которую нам надо решить, это глубоко укоренившаяся историческая и демократическая реальность. Запад и Россия должны прийти к согласию, не разжигать противостояние между группировками, чтобы не вызвать угрозы насильственных столкновений и дестабилизации в регионе. Для России это означает не вмешиваться в ход демократического процесса на Украине. Для Запада – не пытаться втянуть Украину в антироссийские альянсы", – резюмирует американский эксперт.
Таким образом, нынешняя стратегия Ющенко напоминает борьбу с ветряными мельницами. Президент фактически продолжает бороться за проект, признанный на Западе нерентабельным, и при этом пытается навязывать собственные условия "победившей стороне", поддерживаемой большинством. Исход этого противостояния предсказать крайне сложно: в лучшем случае, рано или поздно Янукович станет-таки законным премьером, а Ющенко и его товарищи смирятся с ролью "младших партнеров". В худшем – ответ прост. Революции на Украине, как показывает практика, дело привычное.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт