Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
По всей видимости, причиной убийства Александра Петрова и его родных была автомашина и находившиеся в ней деньги и ценности. Настолько вопиющие преступления, слава богу, происходят редко, но вообще кражи, ограбления и драки туристов с местными жителями периодически случаются. Общее недоверчивое, презрительно-боязливое отношение туристов к аборигенам (и наоборот) стало, к сожалению, слишком привычным для русской глубинки.
Но так было далеко не всегда. В самом начале массового советского туризма, то есть с послевоенных лет до середины шестидесятых, отношения с деревенскими жителями были вполне благоприятными. А вот с середины семидесятых начались проблемы: "местные" начали нападать на "городских". Вначале это были практически только пьяные драки, которые в деревнях, к сожалению, считаются делом рядовым: под горячую руку могут попасть не только туристы, но и ребята из соседнего села. Но по мере ухудшения ситуации со снабжением провинции (подзабытые ныне времена "колбасных электричек" в Москву) драки начали сменяться грабежами. Впрочем, нормой такое никогда не считалось.
Новые времена не сделали отношения между горожанами и сельскими жителями проще и душевней. На смену товарному дефициту пришел денежный. С начала девяностых и по сей день разрыв доходов на душу населения между городами-миллионерами и остальными городами, а также между любым городом и деревней, не назовешь иначе как катастрофическим. При этом психологически ситуация стала много хуже: если в советские времена одной из главных человеческих добродетелей считалась, и пропагандировалась, скромность, то сейчас никакого целенаправленного воспитания народа средствами СМИ не ведется.
Если раньше деревенские жители были незнакомы с реальным уровнем жизни в Москве, то сейчас этот уровень жизни, и не всей Москвы даже, а одной богатейшей Рублевки транслируется по всем центральным каналам. В последние годы ситуация чуть выправляется, но до гармонии тут еще далеко. Наконец, если раньше тракторист в колхозе мог на свою зарплату купить столько же, сколько и москвич (другой вопрос, что ему было негде отовариться), то сегодня столичные жители не могут даже честно назвать сумму своей зарплаты родственникам из провинции: либо возненавидят, либо не поверят. Поэтому ситуация, при внешнем спокойствии, сложилась непростая.
Путешествовать в наше время в России могут далеко не все. В частности, из-за сильно подскочивших тарифов на транспорте и высоких цен на бензин лишены возможности отправляться в дальние поездки сельские жители, да им, как правило, и некогда, ведь свои отпуска провинциальная Россия проводит на огородах. Стало быть, путешествуют "богатые" - жители Москвы и крупных городов. А для москвича (беру крайний случай) российские города и веси четко делятся на две группы: туристические и все остальные.
Туристические места в России, как и в остальном мире, - это те места, где ощутимая часть жителей кормится за счет путешественников. Как правило, платежеспособный поток составляют автобусные экскурсанты, туристы с теплоходов и автотуристы. Здесь приезжему просто: почти всякий – желанный гость для местных жителей. Особенно если ведет себя пристойно и хоть что-нибудь покупает. Правила предосторожности тут те же, что и в любой другой точке цивилизованного мира: не ходить по подозрительным районам в вечернее время суток, разговаривать вежливо, деньги и ценности, равно как и документы, где попало не разбрасывать. Думаю, эти правила знакомы всем, кто вообще куда-либо выезжает.
Проблема, однако, состоит в том, что буквально в считанных сотнях метров от туристических мест иногда находятся места из категории "все остальные", то есть – российская глубинка со всеми ее прелестями. Рабочих мест здесь мало, а хорошо оплачиваемых обычно нет вообще. Жизнь при этом гораздо тяжелее, чем в городе. Когда вы последний раз носили воду ведрами из колонки? А кололи дрова? Люди, помимо изнурительной работы, ведут и натуральное хозяйство, что тоже, учитывая десятилетия отвычки, получается с трудом. Подростки, которые в традиционном крестьянском обществе работают наравне с взрослыми, здесь пытаются "прожигать жизнь" наравне со своими городскими сверстниками, а в деревне это почти всегда выливается в выпивку и хулиганство, если не хуже. Причем самые глухие деревни - обычно довольно мирные, куда опаснее в поселках городского типа и городках при заброшенных заводах.
Здесь действуют законы, о которых многие туристы из крупных городов, к сожалению, не имеют понятия. Вспомним, что предполагаемого убийцу Александра Петрова и его семьи помогли задержать местные жители, то есть люди одного круга с убийцей. Рискну по опыту фольклорных экспедиций сказать и больше: не раз и не два я был свидетелем, как, защищая москвичей, деревенского буяна-алкоголика утихомиривали трезвые односельчане. Иными словами, надежнейшая защита городского туриста – это доброжелательный контакт с местными жителями, по крайней мере, с большинством из них. Нужно, чтобы в вас видели не городского туриста, а человека "одной крови". Добиться этого несложно – стоит лишь приложить усилия.
Поскольку жители нетуристических мест не получают ничего с приезжих, для них путешественники – это обыкновенные бездельники. Еще раз подчеркну: деревенская Россия летом работает в полях и на огородах, разумеется, не считая шпаны, которая опасна сама по себе. Поэтому чтобы быть с деревенскими жителями "одной крови", лучше всего, конечно, ехать в глубинку по делу.
Кинодокументалисты, исследователи фольклора, этнографы и им подобные могут, как правило, рассчитывать на понимание селянами, даже не пряча дорогие камеры и диктофоны. Они – на работе, и это в деревне понимают. И пьяных подростков всегда окоротят свои же: это во всех отношениях правильнее, потому что чужаку ссориться с ними совсем не обязательно. Если же вы именно что отдыхаете, то дело себе можно и придумать, хотя бы такое, как "написание работы об истории края". Вы ведь едете в глубинку, чтобы лучше узнать Россию, не так ли? Так идите на контакт, слушайте и узнавайте. Это немного труднее, но куда интереснее и безопаснее, чем, надев темные очки, прятаться в своей машине. Для менее коммуникабельных подскажем два простых правила: не выделяться внешним видом и манерой поведения и не выставлять напоказ дорогую "городскую" одежду, снаряжение или аппаратуру.
Горький пример омского журналиста и его семьи показывает, что далеко не везде можно останавливаться с палаткой, особенно если у вас дорогая машина. А дорогим в глубинке считается новый автомобиль и любая иномарка, так что делайте выводы. Поэтому, как ни грустно, разбивать лагерь автотуристам приходится только в специализированных кемпингах, а также в гостиницах. Если в ночной дороге совсем сморило, можно остановиться и вздремнуть у поста ДПС – но не более того, увы.
Сложнее приходится туристам-водникам и велосипедистам – снаряжение у них громоздкое, уязвимое, а в населенную зону иногда приходится заходить. Здесь очень и очень многое зависит от самих странников. Например, прямая обязанность руководителя группы – следить за видом и поведением команды и вовремя одергивать забывшихся. Плюс, конечно, нужна и специфическая походная осторожность: не соваться вечером в рабочие поселки, не расслабляться на отдыхе вблизи от деревень и прочее, что любой опытный турист знает назубок.
Главное же – собственный психологический настрой. В деревнях и маленьких городках живут такие же люди, как вы, только по факту своего проживания в деревне лишенные многих важных преимуществ, доставшихся горожанам даром. Представьте себе их жизнь, и вам сразу станет ясно, чего не стоит надевать, говорить и делать, если вы не хотите выглядеть городским бездельником.
Противник целился в мирные соцобъекты