Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Впрочем, понятнее, чем все-таки занимались на своей первой планерке "другороссы", не стало. Центральным вопросом была заявлена тема об участии в выборах всех уровней власти. И присутствующие вроде бы договорились "о принципиальной необходимости координировать все действия по этому вопросу".
Заявление дежурное, но от того не менее проблемное. Партии и общественные организации, входящие в "Другую Россию", до сих пор крайне робко участвовали в каких-либо выборах вообще, включая самые что ни на есть низовые – муниципальные. Эксперты полагают, что, по крайней мере в ближайшее время, рабочие места потенциальных "координаторов" будут оставаться вакантными за отсутствием "координируемых". Кандидаты-одномандатники преимущественно шарахаются от ярковыраженных антипутинцев, предпочитая нести свой избирательный крест либо в одиночку, либо в качестве выдвиженца более-менее встроенной в политическую систему партии. Таким образом, участники оппозиции получают возможность консолидированно поддержать единого кандидата только в том случае, если это – кандидат одной из трех в той или иной степени активной на выборах партии: КПРФ, "Яблока" и СПС. Будет ли от такой поддержки этому кандидату лучше – вопрос дискуссионный. Как и то, укрепит ли авторитет самой "Другой России" стратегия на поддержку политических сил, которые в свое время отказались примкнуть к этому объединению.
Также стало известно, что на вчерашнем совещании было принято решение о создании рабочих групп по определению "консенсусных тем Программы национального согласия". О Программе пока известно только то, что она нужна в первую очередь самим "другороссам", у которых есть известные проблемы с этим согласием. Сам лидер НДС Михаил Касьянов описал положения проекта загадочно: "Эта программа - не политическая, а программа разнопрофильных общественных организаций". По его словам, было решено, что "политические силы будут заниматься вопросами политики, а правозащитные и другие организации будут заниматься созданием условий для того, чтобы проблемы, которые существуют в стране, решались под контролем гражданского общества". Видимо, прежде все было совсем не так, и понадобилось рабочее совещание представителей всего оппозиционного спектра, чтобы через этот ликбез у политиков, лезущих на рожон в правозащитные дебри, и у правозащитников, возомнивших себя политиками, в голове все устаканилось надлежащим образом.
Кроме Михаила Касьянова, в работе вчерашнего собрания участвовали председатель ОГФ Гарри Каспаров, лидер Республиканской партии России Владимир Рыжков, лидер НБП Эдуард Лимонов, экс-советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, президент фонда "Индем" Георгий Сатаров, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Все они, как известно, были участниками форума "Другой России", который прошел 11-12 июля этого года.
Впрочем, на планерке в "Золотом кольце" кое-кого не досчитались. По неизвестной причине отсутствовал лидер Трудовой партии России Виктор Анпилов, сославшийся на "личные обстоятельства". Стоит напомнить, что именно членство в "Другой России" Анпилова и Лимонова ранее стало поводом для некоторых политиков отказаться от участия в проекте.
В частности, минувшим летом об этом прямо заявлял лидер СПС Никита Белых. "Мне не нравится действующая власть, но для борьбы с этой властью я не считаю возможным объединяться с теми силами, которые считаю еще более опасными", - объяснял он свою позицию. В то же время, нынешнее заседание "Другой России" без правых все-таки не обошлось. На нем присутствовал Вадим Прохоров – официальный адвокат СПС. В числе "наблюдателей" был замечен и "яблочник" Максим Резник. Известно, что накануне летнего форума пресс-секретарь Григория Явлинского от его имени весьма жестко ответила на приглашение принять участие в работе антипутинского объединения, заявив о нежелании своего шефа "разговаривать с оппозиционерами, которые стали ими после того, как их погнали из власти поганой метлой".
Следует ли думать, что теперь с изгнанным "поганой метлой" Михаилом Касьяновым Явлинский будет общаться через Резника, не известно. Но присутствие узнаваемых лиц из обеих либеральных партий на заседании "Другой России" не может не обратить на себя внимание. Как и присутствие члена ЦК КПРФ Бориса Кашина, чей партийный босс Геннадий Зюганов связывал появление "другороссовцев" с "оранжевой проказой" и "либералами, которые смертельны для России".
Вполне возможно, что худо-бедно встроенная в сегодняшнюю политическую систему оппозиция в лице Зюганова, Белых и Явлинского не хочет полного разрыва с "Другой Россией", памятуя о коварстве политической фортуны. Пока за Касьяновым, Каспаровым, Рыжковым и полулегальным Лимоновым особых электоральных ресурсов не видать. Однако на фоне полного провала всех попыток объединения либералов старого образца, сегодняшняя кучность "другороссов" может показаться даже вполне себе перспективным делом. Перспективы Касьянова и его сегодняшних попутчиков не блестящи, порой кажется, что они выражаются исключительно формулой: "Мы ничего не делаем, но на всякий случай имейте нас в виду, да и деньжат подбросьте". Но, по крайней мере, существует надежда, что они – эти перспективы – все же есть. Для взрослых партий, вроде КПРФ или "Яблока", даже толика гипотетической поддержки со стороны "другороссов" в определенной ситуации может оказаться небесполезной.
Впрочем, присутствие "наблюдателей" от КПРФ, СПС и "Яблока" может объясняться и другой причиной – банальным отсутствием внутрипартийной дисциплины. Не секрет, что в отношении взаимодействия с "Другой Россией" внутри правых партий бытовали самые разные мнения. Не секрет, что и внутри коммунистов есть сторонники "актуализации" оппозиции. Лидеры всех трех партий сегодня не могут делать ставку на жесткое наведение порядка в своих рядах – дела там и так неважные, а их лидерство то и дело ставится под сомнение в скрытой или открытой форме. В этих условиях общий контроль ослабевает. И тогда то один активист партии, то другой ее функционер, проявляет самостоятельность, идя вразрез с официальной позицией организации, что не может не вызывать вопросы о степени подконтрольности членов партий своему политическому руководству.
Не обращать на это внимание уже невозможно