Лукашенко показал России ядерный кулак

Батька решил избавиться от энергетической зависимости, затеяв ядерную игру. Но кроме России охотников его спонсировать не наблюдается. И весь "ядерный шантаж" Лукашенко – откровенный блеф




На фоне обострения российско-белорусских отношений в энергетической сфере (в связи с намерениями России повысить в следующем году цену на газ с нынешних $46,68 до $200 за тысячу кубометров, а также требованиями о перечислении Минском в бюджет РФ 85% пошлин на экспорт нефтепродуктов, полученных из российской нефти) в Белоруссии активно обсуждаются планы по развитию атомной энергетики. На днях председатель Президиума Национальной академии наук (НАН) Михаил Мясникович сообщил, что начало работ по проектированию и строительству в республике атомной электростанции намечено на конец 2007 года. Он также заявил, что переход к использованию атомной энергии неизбежен, поскольку "нет другого варианта". При этом Мясникович отметил, что для реализации проекта необходимо выполнить большой объем подготовительных работ. В частности, требуется принять более 15 нормативно-правовых актов, провести геологические изыскания, подготовить ТЭО проекта с обоснованием инвестиций, создать необходимую инфраструктуру, проработать вопрос о включении будущей АЭС в национальную энергосеть и так далее. На все это уйдет около полутора лет. Таким образом, само строительство начнется не ранее 2009 г., а завершиться должно в 2015 году.

Сооружение АЭС в Белоруссии планировалось еще в советские времена. Однако сначала рванул Чернобыль, а затем развалился и Советский Союз. Несмотря на "чернобыльский синдром", в 1993 г. белорусское правительство поручило соответствующим ведомствам изучить целесообразность развития в республике атомной энергетики. Более того, в 1994-1997 гг. были проведены работы по поиску перспективных площадок под будущую станцию. Однако в 1998 г. специальная правительственная комиссия приняла решение о временном моратории на строительство АЭС. В 2008 г. этот мораторий истекает, и продлевать его белорусские власти не собираются.

Возможность перехода Белоруссии к использованию атомной энергии заложена в концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости страны на 2006-2010 годы. В июне текущего года Совет министров Белоруссии принял рабочий план по строительству АЭС. Созданы рабочие группы, курирующие различные вопросы, связанные с реализацией данного проекта.

По словам Мясниковича, практически уже выбрано место будущего строительства, и этот вариант в ближайшее время будет представлен на рассмотрение президенту страны Александру Лукашенко. Само это место глава НАН назвать отказался, сославшись на "государственную тайну", и поведал лишь, что это "не совсем периферийная точка". Тем самым он напустил немало тумана, поскольку ранее неоднократно появлялась информация, что среди всех рассматривавшихся площадок под АЭС, правительство остановилось на двух, из коих и будет делать окончательный выбор. Причем обе находятся именно на периферии – в Могилевской области (на ее севере и юго-востоке) вблизи границы со Смоленской областью РФ. Более того, близость к границе рассматривалась как одно из важных преимуществ в плане возможности использовать инфраструктуру Смоленской АЭС. В августе в ряде белорусских и зарубежных СМИ появились сообщения о том, что конкретная площадка в Могилевской области выбрана и на ней уже начались подготовительные (геолого-изыскательские) работы. Однако Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии эту информацию категорически опровергло.

В начале сентября Лукашенко в очередной раз высказался в пользу сооружения АЭС, но подчеркнул, что данный вопрос "в силу морально-психологических и экономических причин" будет решаться без лишней спешки, а также пообещал посоветоваться со всеми гражданами – предполагается провести референдум. "Белоруссии необходима АЭС, но в стране не будет форсироваться вопрос ее строительства. Это решение будет приниматься с учетом мнения народа", – заявил белорусский президент. Впрочем, в своем народе он не сомневается: тот еще ни разу не подводил любимого Батьку. Президент убежден, что белорусы одобрят "предложение о строительстве АЭС, если это будет современная и новая станция". "Надо иметь в виду, – отметил Лукашенко, – что вокруг нашей страны расположено несколько атомных электростанций, построенных по старым технологиям. С точки зрения безопасности, Белоруссия уязвима, и свидетельством тому является катастрофа на Чернобыльской АЭС ". А вот новая станция, по уверениям белорусских властей, в плане безопасности будет просто идеальной. Что касается отходов, то их утилизацию должен взять на себя поставщик ядерного топлива.

Необходимость сооружения АЭС президент обосновал тем, что это позволит на 24% сократить зависимость страны от импорта энергоресурсов. Еще в апреле, сразу после того как "Газпром" огласил свои планы по повышению цены на газ для Белоруссии, Лукашенко заявил, что наличие собственной атомной станции – это "серьезная безопасность нашего государства" и "если бы у нас была АЭС, к нам бы по-другому относились".

Согласно правительственным расчетам, с вводом АЭС в эксплуатацию годовой объем потребления природного газа в республике снизится на 5 млрд кубометров (в настоящее время – 21 млрд кубометров), при этом, по оценке НАН, себестоимость 1 кВт/час электроэнергии на новой станции будет равна всего 1,7 цента. Белорусская пресса пестрит еще более радужными перспективами. Утверждается, например, что суммарная экономия от перехода на атомное топливо будет исчисляться несколькими миллиардами долларов в год.

По мнению белорусских специалистов, оптимальным для республики вариантом является АЭС мощностью 2 тыс. МВт. К 2020 г. доля атомной энергетики в топливно-энергетическом балансе страны должна превысить 20%, а доля природного газа сократиться до 50-55%. К 2050 г. долю атомной энергетики предполагается довести до 85%.

Свои проекты по строительству атомной станции Белоруссии предлагают Россия и Франция. Кстати, для Москвы планы Лукашенко по ослаблению зависимости белорусской экономики от поставок российского газа только на руку: как таковая зависимость все равно не исчезнет, а освободившиеся объемы сырья можно реализовать более платежеспособным покупателям, или направить на внутренний рынок, к тому же маячат крупные заказы для отечественной атомной отрасли. Определиться с выбором страны-партнера по развитию собственной атомной энергетики белорусские власти намерены уже в ближайшее время. До сих пор считалось само собой разумеющимся, что таким партнером станет Россия в лице Росатома. Однако теперь Лукашенко намекает, что предпочтение может быть отдано и французам. У них, мол, тоже "отличный проект".

Между тем всех этих планов громадье упирается в прозаический вопрос – где взять деньги? Стоимость АЭС оценивается в неподъемную для Белоруссии сумму в $2,2-2,6 миллиарда. В общем, классический случай: чтобы сэкономить миллиарды, надо миллиарды потратить. Очень сомнительно, чтобы при нынешнем отношении к Белоруссии на Западе французы согласились строить ей станцию в кредит. Других охотников, кроме России, спонсировать Лукашенко на такие суммы тоже не наблюдается. И весь его "ядерный шантаж" – откровенный блеф. Странно только, что на подобного рода блеф российские чиновники регулярно покупаются.

Выбор читателей