Голливудские садовники, или Игра в нуар

Брайан Де Пальма сказал, что "Черная орхидея" - это его признание в любви классическому Голливуду сороковых. Что ж, кто из нас не любит "Касабланку", "Мальтийского сокола" или "Гильду"

Черная орхидея ("Black Dahlia"), США, 2006
Режиссер: Брайан Де Пальма
В ролях: Джош Хартнетт, Скарлетт Йоханссон, Аарон Экхарт, Хилари Суонк




"Черная орхидея" - еще один многострадальный голливудский проект, шедший на экраны почти десять лет. Хотя роман был написан в далеком 1987 г., экранизировать его взялись только в 1997 г., после шумного успеха другой киноадаптации прозы Джеймса Эллроя, а именно "Секретов Лос-Анджелеса", поставленных Кертисом Хэнсоном.

Сценарий долго не могли утвердить, так как сюжетные перипетии были запутаны до такой степени, что к финалу становилось непонятно, кто кого любил, а кто кого убил. Дэвид Финчер, приглашенный в качестве режиссера, не стал дожидаться счастливой развязки и ушел на проект "Семь", а "Орхидею" заморозили до лучших времен.

Лучшие времена наступили в 2005 г., когда сценарий показали Брайану Де Пальме, который давно находился в поисках подходящей истории. Его сюрреалистическая "Роковая женщина" (2002) не произвела ожидаемого эффекта, и теперь были необходимы более шокирующие и более традиционные для Де Пальмы детали и сцены, а их в "Черной орхидее" оказалось более чем достаточно.

"Черной орхидеей" журналисты прозвали убитую актрису 1940-х Бетти Шорт (из-за ее пристрастия к черному цвету в одежде, косметике и цвете волос), которая получила свои 15 минут славы уже после трагической кончины. При жизни перебиваясь эпизодами в сомнительных постановках, свою главную роль она сыграла на столе патологоанатома, который обследовал ее изувеченное с особой жестокостью тело. В реальности убийцу так и не нашли, а роман и фильм – лишь версия этой городской легенды Голливуда.

В фильме Бетти Шорт (Миа Киршнер) появляется только во второй половине, а до этого следует предыстория взаимоотношений двух полицейских Ли Блэнчерда (Аарон Экхарт) и Бакки Блайкерта (Джош Хартнетт), которые впоследствии и будут расследовать загадочное убийство малоизвестной старлетки. А пока они дерутся друг с другом на ринге, участвуя в кампании по поддержке городского муниципалитета, ходят в кино вместе с подружкой Блэнчерда Кэй (Скарлетт Йоханссон), не забывая при этом ловить особо опасных преступников. У каждого здесь своя история, и множество на первый взгляд не связанных сюжетных линий переплетаются в единую картину послевоенного Голливуда со всеми его пороками, тайнами и неожиданными финалами.

Брайан Де Пальма, представлявший фильм на открытии Венецианского кинофестиваля, сказал, что "Черная орхидея" - это его признание в любви классическому Голливуду 1940-х. Что ж, кто из нас не любит "Касабланку", "Мальтийского сокола" или "Гильду"? Но если ты решил сыграть в фильм-нуар, то делать это надо серьезно и по полной программе, как это сделал тот же Кертис Хэнсон с "Секретами Лос-Анджелеса", тогда и "Оскары" будут, и касса. У Де Пальмы же момент игры пересилил художественную ценность: сцены уличных беспорядков выглядят танцами на льду, актеры деланно, почти карикатурно изображают кинозвезд золотой эпохи, а сумбурный финал похож на последнюю серию мексиканского телемыла с агатакристивским убийцей-садовником во главе. При попытке создания такого "киношного" кино, режиссер потерялся в цитатных имитациях и, видимо, забыл, что снимает собственный фильм.

В "Черной орхидее" персонаж Джоша Хартнетта на вопрос о личной жизни ответил: "Я берегу себя для Риты Хэйуорт". Но как ни старалась оскароносица Хилари Суонк по-гильдовски держать мундштук и затуманивать взгляд ноткой порочности, пленительной обольстительницы из нее не вышло, за что она и получила пулю в живот без лишней романтики, как удар от боксера боксеру. Располневшая Скарлетт Йоханссон, мечущаяся от одного копа к другому, тоже не ассоциируется с навязываемым образом начинающей Мэрилин Монро, поэтому и остается у разбитого корыта. Нуаровский гламур – это не артхаусная невзрачность, тут действительно нужно соответствовать определенному типажу.

Тот факт, что Йоханссон и Хартнетт обрели друг друга на съемках этого фильма, может послужить незначительным, но все же утешением создателям картины. Ведь это подтверждает, что настоящая любовь существует не только в классических голливудских фильмах, но и в современной действительности, в отличие от современного кино. "Преданный садовник" Рэйф Файнс возделывал свой сад как иллюзию любви, а лишившись любви, добровольно ушел из жизни вслед за иллюзией прошлого. Совсем непреданный садовник "Черной орхидеи" оказался Гуинпленом наших дней, на пару с сумасшедшей любовницей уничтожившим прекрасную девушку-цветок. Какая уж тут любовь?

В широком прокате с 28 сентября

Выбор читателей