Грузинское хамство встречает адекватный ответ

Министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что реакция Москвы на поведение грузинских властей "адекватна", то есть, отлична от той, на которую рассчитывал Тбилиси. Однако пока до разрешения конфликта далеко


ФОТО: AP



Затянувшийся "обмен любезностями" не удовлетворил ни Россию, ни Грузию. Цель смялась в тупике, и теперь у обеих сторон есть возможность проанализировать пылкие реплики и жесты первых дней конфликта. "В своем хамстве режим Саакашвили перешел все разумные, цивилизованные рамки, и реакция России, по-моему, была адекватной", - говорит министр обороны Сергей Иванов. На фоне истерики "адекватность", конечно, следует понимать несколько иначе, нежели в обычных условиях. "Адекватной, - продолжает Иванов, - в том смысле, что мы не предпринимали тех действий, на которые, очевидно, рассчитывало руководство Грузии". Грузинская власть, как известно, придерживается иного мнения.

Собственно, первым до этой идеи - оценивать адекватность/неадекватность действий другой стороны - дошел глава МВД Грузии Вано Мерабишвили, который вслед российским дипломатам отпускал язвительные комментарии, мол, "Россия растеряна", "Россия предпринимает неадекватные шаги", ну, и дальше началось – а Тбилиси в истерике, а Москва слаба и беспомощна, и так далее. В последние дни грузинские чиновники несколько поумерили пыл, и слово взял сам президент страны Михаил Саакашвили. Он-то и объяснил, с чего все началось.

Итак, арест российских офицеров был своеобразным напоминанием о статусе Грузии – ведь приставочка "экс-ССР" не дает спецслужбам права вести себя здесь как на тренировочной площадке и не бояться быть пойманными. Тбилиси, говорит Саакашвили, намерен "добиваться принципиальности в отношениях". И первым шагом "чисто из принципа" стал приговор, вынесенный подданным РФ.

Теперь перейдем к локальным грузинским проблемам. "В России намеренно искажают информацию о ситуации в Грузии. Чего этим можно добиться?" – вопрошает президент и сам себе отвечает: "Только потери влияния". Между тем, в Совбезе ООН живо обсуждается назревающий грузино-абхазский кризис. Список нарушений, допущенных за этот год властями Грузии, столь велик, что без вмешательства Объединенных Наций, судя по всему, не обойтись. Представитель России в Собвезе Виталий Чуркин назвал поведение Тбилиси "недопустимым". Сергей Иванов сходу заявил, что в случае атаки на Абхазию и Южную Осетию Российская Федерация предпримет ответные шаги.

Здесь необходима небольшая ремарка. Ни одна из сторон не склонна к силовому разрешению конфликта – ни Москва, ни Тбилиси не планируют военной операции, в народе нет антигрузинских настроений, сами же грузины "будут всегда тепло относиться к русским". "Однако, - говорит Иванов, в случае, если Абхазию и Южную Осетию, где 90% населения - наши, атакует Грузия, начнутся этнические чистки и геноцид, Российская Федерация безучастной оставаться не будет".

Глава Минобороны также отверг информацию о том, что Кремль, якобы, стремится аннексировать, то есть, прихватить себе грузинские территории. "Мы ничего не аннексируем, - сказал Иванов, - и присоединять эти территории к России не собираемся". Они уже сами в некотором смысле аннексировались. "За 15 лет само руководство Грузии своей политикой по отношению к автономиям сделало все, чтобы их вытолкнуть из состава Грузии", - пояснил министр.

НАТО полагает, будто бы с освобождением офицеров российско-грузинский конфликт исчерпан. Отнюдь. "Мы так не считаем", - отзывается Иванов. По его словам, проблемы начались сразу же после развала Союза. "Был Гамсахурдиа, был Шеварднадзе, - перечисляет Иванов, - поддержка чеченских террористов, провокации в отношении российских военнослужащих…". Так что, до полного спокойствия еще далеко, хотя и жаловаться на притеснения и угрозы Тбилиси тоже не пристало. Тут министр прибегает к сравнению: "Реальные санкции и блокада – это то, что проводят США в отношении Кубы уже более 30 лет".

Выбор читателей