Госдума собирается заняться подпиской на СМИ

Комитет Госдумы по информационной политике рассмотрел обращение к Михаилу Фрадкову по поводу ускорения экспертизы законопроекта, в соответствии с которым НДС на распространение подписки снизится до 10%




В прежние времена едва ли не вся страна выписывала газеты и журналы, ежедневно доставая из своих почтовых ящиков любимые издания. Правда, в начале постсоветского периода ситуация коренным образом изменилась: подписка стала гораздо менее распространенной, да и сами периодические средства массовой информации обрели новый облик. С тех пор на рынке подписки произошло немало позитивных изменений, но по-прежнему остается необходимость в некоторых изменениях законодательства, регламентирующего распространение подписных изданий.

Одним из наиболее актуальных в этой сфере вопросов является принятие законопроекта, в соответствии с которым НДС на распространение периодики по подписке предусмотрен в размере 10%. Экспертиза этого документа, являющаяся необходимым этапом на пути к его принятию и начавшаяся 4 июля, по-прежнему не завершена, поэтому не так давно российскому премьер-министру Михаилу Фрадкову было направлено обращение с просьбой повлиять на ускорение этого процесса. Обращение было рассмотрено в минувший четверг на заседании Комитета по информационной политике Государственной думы.

В нем приняли участие представители Министерства по информатизации и связи, Федеральной антимонопольной службы, Почты России, члены Общественной палаты РФ П. Гусев и Л. Бородин, а также представители издательских домов, подписных агентств, центральных и региональных изданий. На заседании рассматривалась ситуация на рынке подписки на периодические издания. Председатель Комитета Валерий Комиссаров заявил, что в данный момент она требует активной поддержки со стороны государства, для чего должен быть выработан механизм. Причем этот процесс не может обойтись без участия представителей издательского сообщества, от которых, как отметил Комиссаров, должны поступать реальные предложения по усовершенствованию рынка подписки.

Изменение налогового законодательства, как предполагается, станет первым важным шагом на пути к дальнейшему развитию этого рынка. Экспертиза законопроекта, которая по срокам уже вышла за все допустимые пределы, теперь перейдет под контроль Комитета по информационной политике, принявшего и рассмотревшего соответствующую просьбу представителей Общественной палаты, ведущих издательских домов и общественных объединений.

Разумеется, на заседании обсуждался еще целый ряд принципиальных вопросов, касающихся развития рынка СМИ. В первую очередь собравшихся интересовал региональный рынок, точнее, то позитивное влияние, которое должна оказать на него конкуренция среди подписных каталогов. Пока только один из трех каталогов предоставляет возможность оформить подписку на региональную периодику, а остальные отдают предпочтение работе с федеральными или высокотиражными изданиями. А это неизбежно сдерживает развитие рынка, конкурентность которого необходимо повышать. Участники заседания обсудили, какими методами можно достичь этой цели, в частности, создание местными властями механизмов поддержки областных и муниципальных СМИ на уровне регионов, а также формирование региональных приложений к остальным федеральным каталогам.

Для решения ряда вопросов Комитет по информационной политике обратился, в свою очередь, к Федеральной антимонопольной службе и Министерству информатизации и связи РФ. В частности, от этих ведомств требуется уточнить методику расчета тарифов на услуги связи по приему подписки и доставки газет и журналов.

Выбор читателей