Государство не смогло расстаться с "Сибирью"

Аукцион по продаже госпакета акций авиакомпании был отложен до 14 марта. Одни аналитики видят причину в завышенной цене, на которую не нашлось претендентов, другие считают, что момент для продажи был выбран неудачно




Приватизация госимущества в последнее время перестала быть предметом пристального внимания общественности. Оно и понятно: наиболее лакомые куски этого пирога уже "съедены", а если и осталось что-то "вкусненькое", расставаться с такими активами государство пока не спешит. Однако сам по себе процесс распродажи продолжается, и Росимущество потихоньку избавляется от небольших пакетов в отраслевых предприятиях. Правда, не всегда это удается сделать с первого раза. Так, 14 февраля предполагалось реализовать госпакет из 25,5% акций авиакомпании S7, более известной как "Сибирь", но аукцион был отложен до 14 марта.

По мнению некоторых аналитиков, заявленная цена в 2,9 млрд рублей ($109,3 млн) оказалась завышенной для потенциальных покупателей. Со стороны продавца официальных комментариев на этот счет не поступало. Сообщалось лишь об изменении условий аукциона – срок приема заявок на участие в нем продлен до 6 марта, а сам аукцион будет открытым как по составу участников, так и по форме подачи предложений о цене имущества.

Стоит также отметить, что информационный фон вокруг "Сибирь" в последнее время нельзя назвать благоприятным. До сих пор не утихает общественный резонанс, вызванный катастрофой самолета A-310 этой компании, сгоревшего в июле прошлого года в Иркутске. По итогам новогодних чартерных программ, S7 наряду с "ВИМ-Авиа", KrasAir и "Башкирскими авиалиниями" оказалась в черном списке авиакомпаний, которым было вынесено предупреждение от Минтранса за задержки рейсов. А буквально накануне несостоявшегося аукциона стало известно о том, что новосибирская транспортная прокуратура возбудила в отношении "Сибири" уголовное дело по поводу нарушения требований безопасности. Причиной разбирательства стало обнаружение на двух самолетах Ту-154 колес, номера которых не совпадали с указанными в документации, а значит, невозможно было определить, сколько посадок совершено с этими колесами и выработан ли их ресурс.

Впрочем, по мнению гендиректора консалтинговой компании "Инфомост" Бориса Рыбака, негативная информация вряд ли оказала существенное влияние на потенциальных инвесторов. "У нас обычно бизнес-показатели не так жестко привязаны к публичному восприятию компании, как на Западе, где проблемы такого рода, действительно, могут погубить фирму. Просто фондовый рынок там больше развит", поясняет он. Само по себе время для проведения аукциона было выбрано не слишком удачно, полагает эксперт: "Сейчас происходит некое переосмысление подходов к оценке стоимости авиационных активов. Ранее они традиционно воспринимались сильно недооцененными, когда продавались за небольшие деньги. Но в последние годы авиационные активы (и инфраструктурные, и подвижные) воспринимаются несколько по-другому. Сочинский аэропорт недавно был куплен за $230 млн, тогда как четыре - пять лет назад его бы вряд ли приобрели дороже $30 миллионов. То есть идет переходный период, на рынке царит неопределенность. И тот факт, что 14 февраля пакет не был продан, вовсе не означает, что он никому не приглянулся. Может быть, покупатели просто выжидают, надеются на то, что цену скинут".

Наиболее вероятными претендентами на госпакет акций S7 могут стать не другие авиакомпании, а стратегические инвесторы из числа тех, кто не занимается авиационной деятельностью как бизнесом, полагает Борис Рыбак: "Крупнейшие российские перевозчики, которые могли бы претендовать на покупку, сейчас вовлечены в собственные широкомасштабные проекты, и ввязываться в еще один, столь же масштабный проект, им нет резона". К тому же, появление акционера, способствующего развитию перевозчика, в том числе финансово, но не претендующего на оперативное руководство, – наиболее приемлемый вариант и для менеджмента "Сибири". Представители S7 уже не раз предупреждали о том, что в случае появления "недружественного" инвестора у них есть средства размыть его пакет. Основным акционером компании является супруга гендиректора Владислава Филева, президент ЗАО "Группа компаний S7" Наталья Филева – ей принадлежит чуть более 63% акций. В начале декабря 2006 г. газета "Бизнес" сообщила о том, что структуры совладельца компании "Нафта-Москва" Сулеймана Керимова ведут переговоры о покупке акций "Сибири" у Натальи Филевой. Однако в беседе с корреспондентом "Yтра" пресс-секретарь S7 Илья Новохатский факт таких переговоров категорически отрицал. Сама компания выкупать у государства свои акции не планирует. "В их приобретении мы не заинтересованы, потому что существующий пакет, который есть у мажоритарного акционера, позволяет сохранить контроль над компанией", – пояснил Новохатский.

Выбор читателей