По свободе слова ударили резиновой пулей

Съемочная группа телеканала "Вести - Южный Урал", пытаясь сделать сюжет о Коркинском молокозаводе, встретила отпор со стороны охранников. В результате возбуждено уголовное дело о превышении полномочий




Прокуратура Челябинской области занимается расследованием скандального происшествия, которое имело место утром 12 апреля рядом с территорией Коркинского молокозавода. Съемочная группа телеканала "Вести - Южный Урал", занимаясь подготовкой информационного сюжета, связанного с деятельностью завода, подверглась обстрелу со стороны сотрудника охраны. Против него уже возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 203 УК РФ ("Превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или угрозой его применения"). А тележурналисты подводят печальные итоги своей работы: оператор ранен в ногу из бесствольного травматического пистолета "Оса", которым был вооружен охранник завода, машина съемочной группы покрыта вмятинами от попавших в нее пуль, лобовое стекло треснуло, а одно из боковых разбилось.

Информационным поводом для появления журналистов рядом с Коркинским молокозаводом послужил судебный процесс, где истцом против предприятия выступил его бывший работник, пытающийся добиться выплаты ему задолженности по заработной плате. Редакция новостей телеканала планировала выпустить сюжет на эту тему. Именно поэтому сотрудники "Вестей - Южный Урал" и оказались возле ограждения, опоясывающего территорию завода.

С этого момента данные из разных источников расходятся, предлагая отличные друг от друга версии. По одной из них, журналисты вообще не пытались попасть внутрь, занимаясь съемкой общих планов заводских построек, но их действия вызвали слишком живой интерес со стороны охраны. Мужчины, охранявшие подступы к предприятию, сначала вступили в конфликт с журналистами, пытаясь помешать им заниматься своим делом. Когда их действия не увенчались успехом, блюстители заводского спокойствия связались со своим начальником. Спустя некоторое время тот прибыл на поле битвы и, не разбираясь в ситуации, напал на оператора. Достав травматический пистолет "Оса", начальник охраны выстрелил журналисту в ногу, а затем произвел несколько выстрелов по служебной машине.

Сотрудник, применивший оружие, - мужчина, 1959 г.р., бывший сотрудник милиции, ныне возглавляющий охранную службу Коркинского молокозавода. Пистолет, из которого он стрелял в оператора, не является его служебным оружием, но, как сообщает прокуратура, все необходимые документы на владение им у начальника охраны имеются. Коркинский молочный завод - открытое предприятие, но въезд на его территорию производится исключительно с разрешения директора предприятия, а охране строго указано "никого не пропускать".

По другой версии, приведенной со ссылкой на прокурора Коркино Сергея Парфенюка, съемочная группа все же пыталась проникнуть на территорию завода, несмотря на отсутствие пропуска. Когда охрана потребовала сначала оформить разрешение на вход и только тогда являться с камерой снимать свой сюжет, спор якобы вышел настолько оживленный, что постепенно превратился в драку. В эпицентре столкновения оказались начальник охраны завода и оператор съемочной группы Антон Мельников. Последний, как уже было сказано, получил ранение в ногу из травматического оружия, а сотрудник охранной службы - телесные повреждения.

Сами журналисты излагают события в соответствии с первым вариантом. Пострадавший оператор вспоминает: "Охранники сказали, что мы не имеем права снимать на территории завода, хотя мы стояли на дороге и снимали адресные планы. Я сказал, что выключу камеру и отойду к машине. Меня начали избивать, пытались сломать камеру, вырвать видоискатель. Я охраннику дал отпор, тут он достал пистолет и сказал: "Ложись на землю!" Потом стал стрелять". К счастью, пуля "Осы" прошла по касательной, но на ноге Мельникова осталась ссадина и сильная гематома, поэтому он вынужден был обратиться за помощью к медикам.

Охрана завода, со своей стороны, настаивает на второй версии развития событий. Начальник службы после инцидента тоже обратился в травмпункт, где были зафиксированы полученные им телесные повреждения - многочисленные ссадины, ушиб правой голени, растяжение связок и вывих фаланги пальца на руке. На этот счет старший помощник прокурора Челябинской области Виктор Смок накануне пояснил: "Сейчас все считают себя правыми. Не ясно, по какой статье возбуждать уголовное дело - причинение телесного повреждения или воспрепятствование деятельности журналиста". А сегодня ясность уже внесена: прокуратура, проведя тщательную проверку, склонилась ко второму варианту.

Напомним, работники средств массовой информации часто становятся жертвами подобного рода ситуаций, особенно если речь идет о репортажах из горячих точек, где журналисты подвергаются опасности едва ли не наравне с участниками боевых действий: похищения и убийства иностранных репортеров широко используются экстремистами для провокации или шантажа. Нередко фигурируют в криминальной хронике и собщения о нападениях на журналистов с целью ограбления, по националистским соображениям или из хулиганских побуждений.

Выбор читателей