Армии грозит полная переаттестация

Что последует за кадровыми перестановками в Минобороны и чем Россия должна ответить на размещение ПРО в Европе, в эксклюзивном интервью "Yтру" рассказал член Федерального совета СПС, генерал-полковник запаса Эдуард Воробьев


ФОТО: Юрий Котенок



Эксклюзивное интервью с членом Федерального совета СПС, генерал-полковником запаса Эдуардом Воробьевым

"Yтро": После оптимизации численности Вооруженных сил и серьезного повышения денежного содержания военных военная реформа завершена?

Эдуард Воробьев: С момента нецивилизованного распада Вооруженных сил СССР нам в наследство достались их осколки. Лучшие соединения и воинские формирования оказались за пределами Российской Федерации. Вооруженные силы РФ ни по целям, ни по задачам, ни по численности и организационно-штатной структуре не могут быть ВС СССР. На территории РФ оказалось около 80% предприятий ВПК СССР, из которых только 14 - 15% были способны выдавать конечную продукцию.

Попытка провести Закон о военной реформе в Российской Федерации не увенчалась успехом ни при президенте Ельцине, ни при президенте Путине. Я стоял на позиции законодательного закрепления и утверждения военной реформы не только потому, что об этом свидетельствует российский опыт проведения военных реформ, а потому, что наличие закона изначально заставляет руководителей всех уровней, будь то глава государства или глава правительства, придерживаться этого закона после того, как ушли их предшественники.

"Y": Соответственно, это дало бы гарантию сохранности курса и стабильности?

Э.В.: Совершенно верно. Но этого, к сожалению, не произошло. Отсюда и все шарахания с воздушно-десантными дивизиями, попытки создания Верховного командования стратегических ядерных сил. Можно вспомнить еще упразднение и воссоздание Главкомата сухопутных войск, манипуляции с Военно-космическими силами и силами противокосмической обороны.

Если сравнивать нынешнее состояние Вооруженных сил с тем периодом пятилетней давности, можно сказать, что положение дел улучшилось и стабилизировалось. Создана законодательная база, определилась численность, организационно-штатная структура, приняты нормативные акты по оснащению. На программу перевооружения до 2015 г. выделяются 5 трлн рублей. ВС РФ перешагнули критическую точку, по крайней мере, в военно-технической составляющей, однако вторая составляющая - человеческий фактор - до сих пор остается в критическом состоянии.

"Y": Как быть с мнением экспертов США, предупредивших о том, что ядерные силы РФ можно уничтожить одним неядерным ударом? На Западе вообще представляют Россию в плане военной мощи колоссом на глиняных ногах...

Э.В.: Раньше войска оценивались как боеспособные, ограниченно боеспособные и небоеспособные. А в период с 1992 по 1997 гг. появились другие определения состояния - критическое, закритическое и сверхкритическое. Что это за оценки - знает один Господь Бог. Но существовало экспертное мнение о том, что стратегические ядерные силы находятся в удовлетворительном состоянии. И это составляет основу сдерживания от нападения любого агрессора.

"Y": Но сокращаются ракеты шахтного базирования, а скорость ввода в строй "Тополей" не выдерживает никакой критики. "Булаву" не могут испытать...

Э.В.: Россия обладает тем уровнем, который установлен по Договору о стратегическом наступательном потенциале. Россия планировала вводить по 10 - 20 ракет "Тополь-М" ежегодно, а вводит четыре - шесть. Этого совершенно недостаточно, ведь ввод в строй новых ракет является одним из путей адекватного ответа на элементы ПРО, которые американцы пытаются создать в Европе.

"Y": В рамках ответа на ПРО США российские ракеты получат новые цели?

Э.В.: С этим не следует торопиться. На сегодня в основе взаимоотношений между США и Россией, к сожалению, так и осталась лежать система ядерного сдерживания. По оценкам специалистов, это противостояние поддерживается на уровне, обеспечивающем мирное сосуществование. Что дальше - будет зависеть не только от военно-технической составляющей ВС, но и от политических, дипломатических и экономических шагов России во взаимоотношениях с США, НАТО и Европой. Это комплексный процесс.

"Y": НАТО движется на Восток, а куда делись гарантии нерасширения после объединения Германии?

Э.В.: То, что США и НАТО при разрушении Берлинской стены говорили о том, что не будут расширяться, это так. Но это же не закреплялось никакими документами. США односторонне выходят даже из тех документов, которые были подписаны. Так что Россия не должна, говоря о партнерстве и сотрудничестве с США, забывать о своих национальных интересах и должна понимать, что с ней будут считаться только тогда, когда она сможет постоять за себя, не только по линии стратегических ядерных сил, но и по другим направлениям.

"Y": Чем Россия может и должна ответить на расширение НАТО при нынешнем состоянии Вооруженных сил и экономики?

Э.В.: Мы должны отслеживать ситуацию и принимать меры, ставя во главу угла дипломатические, экономические и иные шаги. Вместе с тем военная безопасность должна быть той составляющей, которая на определенном этапе может сыграть основную роль в сохранении суверенитета и целостности России. В этом плане у экспертов существует несколько мнений. Первое зиждется на том, что между США и Россией, как и во время американо-советского соперничества, сохраняется противостояние, которое обеспечивается в условиях мирного сосуществования ядерным сдерживанием. И на основе этого и нужно строить дальнейшие отношения, наращивая и совершенствуя военную составляющую. Другое мнение не отвергает возможное сотрудничество с Россией в создании глобальной системы ПРО. Согласно третьему мнению, необходимо отслеживать ситуацию, и с учетом этого принимать меры по совершенствованию своих ВС, не отказываясь от сотрудничества с США в области ПРО. Ведь наш отказ не остановит США. Когда мы втянемся в открытую гонку, как в свое время нам предлагали втянуться в СОИ, и перейдем к открытому противостоянию, это пагубно скажется на бюджете и экономике России. Средств, выделяемых на национальную оборону, не будет хватать для того, чтобы противостоять этой мощи. Значит, на мой взгляд, нужно искать золотую середину. В то же время необходимо идти по пути совершенствования ракетного вооружения, сохранения способности стратегических ядерных сил наносить ущерб противнику в ходе глубокого ответного ядерного удара.

Нужно искать пути к созданию новой модели военно-политического взаимодействия России и США, модели взаимной гарантированной безопасности. По мнению экспертов, до 2009 г. маловероятно, что удастся продвинуться по этому пути. Но новая администрация США может пойти на такие шаги.

"Y": Имеет ли перспективы контрактная армия в России, если профессионал получает ничтожно мало?

Э.В.: Армию России я вижу только профессиональной, укомплектованную людьми, для которых военная служба является их основным предназначением. У нас в армии профессионалы - офицеры и прапорщики. Почему же мы боимся того, что и солдаты будут контрактниками? Солдат срочной службы, заключивший контракт, будет служить, как минимум, первый и второй контрактные сроки. А молодые люди с 24 до 29 лет, как показывают исследования специалистов, обладают самым высоким боевым потенциалом.

"Y": Как можно охарактеризовать фигуру нового министра обороны России?

Э.В.: Я очень ровно отношусь к этому человеку, потому что считаю, что, при правильном разграничении полномочий между Минобороны и Генеральным штабом, министром обороны должен быть гражданский человек. Сразу же после своего назначения он сказал правильные слова о приоритетных направлениях, но не сказал ничего нового от себя как министра. Для этого ему должны были дать возможность разобраться в этой "кухне" - структуре Вооруженных сил, осмыслить, послушать и поездить, а потом уже высказать свое мнение.

Мне кажется, это совестливый человек. Знакомясь с обстановкой, он не влезает в вопросы, которые для него являются сложными. Он согласился на курс лекций и практических занятий в Академии Генерального штаба как высшее гражданское должностное лицо в Вооруженных силах. Параллельно он стал искать болевые точки в армии. Одну из них увидел в социальной защите военнослужащих, человеческом факторе, который продолжает оставаться в сложном положении. По этому вопросу он встретился с министром финансов, предложил расчеты, согласно которым до конца 2008 г. нужно увеличить денежное довольствие офицеров и прапорщиков в полтора раза за счет включения в зарплату пайковых денег и другие меры. Исходя из этого, по подсчетам Комитета по обороне Госдумы РФ, заработная плата командира роты увеличится с 7900 руб. до 14700 руб., командира батальона - с 9 тыс. до 17 тыс. рублей, командира полка - с 11 до 20,5 тыс. рублей. Разве это не то направление, которое создает благоприятное условие для службы в Вооруженных силах?

"Y": Как Вы прокомментируете последние кадровые перестановки в Минобороны?

Э.В.: То, что происходит освобождение должностей, мне представляется очень важным шагом. Необходимо совершенствовать систему гражданского контроля над военной организацией, закрепить ее законодательно, а не по желанию военных чиновников. Министр разбирается с примерами неэффективного использования выделяемых средств. Почему на определенные средства Индия закупает у нас 33 высококлассных истребителя, а мы на такую же сумму приобрели в три раза меньше?

Задача военного ведомства - не создавать советы при Минобороны, а законодательно закрепить систему гражданского контроля. Тогда общество будет не только теоретически отвечать за состояние Вооруженных сил, но и в соответствии с законом. Кстати, тогда можно наконец-то выполнить еще одну нашу рекомендацию - используя улучшение социальных условий, провести полную аттестацию офицерского состава сверху до низу, а затем и прапорщиков. Это позволит освободиться от кадров, порочащих честь и достоинство военнослужащих. В этом плане назначение нового министра обороны является благоприятным моментом для решения этой задачи.

"Y": Спасибо за беседу.

Выбор читателей