Монгольский мальчик для Моники Белуччи

В "Братстве камня" тут и там рассыпаны намеки на тайные верования, засекреченные советские оборонные объекты и давние преступления. Но главное все же - обнаженная Моника Белуччи

Братство камня (Le Concile de Pierre)
Франция, 2006
Режиссер: Гийом Никлу
В ролях: Моника Белуччи, Мориц Бляйбтрой, Катрин Денев, Николас Тау





Молодая француженка (Моника Белуччи) усыновляет монгольского мальчика, подброшенного в иркутский приют. Несколько лет спустя им начинают сниться странные сны, а где-то в Монголии старик смотрит на звездное небо. Следует череда убийств и неприятных видений, тут и там рассыпаются намеки на тайные верования, засекреченные советские оборонные объекты и давние преступления. Наконец, всплывает что-то про какой-то ритуал, в котором участвует некий "Каменный Совет", он же Братство. "Что-то", "какой-то" и "некий" здесь определяют степень ясности всего, что происходит на экране, для зрителя.

Древние ритуалы и ядерные катастрофы, предательство лучших друзей и доброта незнакомцев - обычный набор писателя Жана-Кристофа Гранже. Его кровавые конспирологические триллеры - добротное пляжное чтиво, но их экранизации, начиная с "Багровых рек", не дотягивают до уровня настоящего летнего развлечения, легкого, но увлекательного. Если "Братство камня" и может чем-то увлечь, так это костюмами Моники Белуччи, по цвету сочетающимися с ленточками на священном монгольском кургане.

Экран легко разоблачает всю ложную многозначительность сюжетных перипетий, красивыми словами здесь не прикрыть невразумительность завязки. Кто, где, почему - все это открытый финал обещает рассказать зрителю в следующей крупнобюджетной экзотической пустышке. Когда-то давно открытый финал был эстетическим или этическим заявлением автора фильма. Теперь это всего лишь коммерческий трюк. И как трюкачество воспринимается в фильме все остальное - вплоть до такой мелочной приманки, как обнаженная Моника Белуччи - кажется уже, что ее контракт предписывает сцены ню в каждом фильме, независимо от его сюжета. Режиссер Гийом Никлу (снимавший триллеры с Тьерри Лермитом и Жозиан Баласко) и ветеран-оператор Петер Сушицкий (на его счету фильмы от "Листомании" Рассела и "Звездных войн: Империя наносит ответный удар" до "Экзистенции" Кроненберга и "Продавщицы" Стива Мартина), полагаются на медленные драматические наезды, узкие темные коридоры, красно-желтые тени, которые должны нагнетать страх и напряжение.

От вульгарности такого подхода их удерживает работа художника-постановщика Оливье Радо, костюмеров и декораторов. Такая привычная, приглушенная, интерьерная европейская часть и экзотическая, яркая, пейзажная азиатская тонально сведены в "Братстве камня" к общему знаменателю. В определенной степени старания художников оправдываются: обои в доме героини Белуччи и интерьер русского посольства становятся источниками наслаждения сами по себе, монгольская экзотика не бьет по глазам, а забота о визуальной целостности придает фильму вид добротного, крепко сбитого произведения.

И все же по-настоящему страшно не становится, потому что надвигающаяся опасность уж слишком размыта. Понятно, что мальчику что-то угрожает, но, как обычно у Гранже, это люди, а не тайные силы или Дьявол, как в американских фильмах такого рода. Дьявол, как говорили в другом - хорошем - фильме, это женщина, и есть резон в том, что именно вечная красавица французского кино Катрин Денев ищет в "Братстве камня" бессмертие, но на экране и в сюжете она присутствует непростительно мало.

Вообще, в фильме много пугают и мало уделяют внимания тем прекрасным актерам, которые почему-то согласились там сниматься. Мориц Бляйбтрой вполне компетентен в роли сотрудника русского консульства Сергея Макова - видимо, в "Лунном папе", где он сыграл немого брата Чулпан Хаматовой, у него было достаточно языковой практики. И все же самый элегантный русский язык в фильме - у Белуччи. Отдельные слова, вроде "здравствуйте" и "происхождение", даются итальянской актрисе непросто, но так приятно смотреть на ее старания. Лучшие сцены в фильме достаются, конечно, на долю таинственного мальчика Лиу-Сана, который профессионально сыгран семилетним Николасом Тау. Он то не по-детски серьезен, то по-детски испуган и явно чувствует себя хорошо в этом дурацком мире взрослых, которые даже напугать сами себя не могут по-настоящему.

В прокате с 19 июля

Выбор читателей