British Airways погубила жадность

Суд США приговорил британскую авиакомпанию к штрафу в $300 млн за участие в картельном сговоре об искусственном завышении цен на перевозку багажа и надбавках к стоимости билетов за топливо




По $300 млн выплатят авиакомпании British Airways и Korean Air Co. американскому государству. Именно такую сумму определила Антимонопольная служба США в качестве штрафа за картельный сговор по фиксированию цен на международные перелеты. Согласно результатам расследования, проведенного американским Минюстом, обе компании вели переговоры с другими крупными игроками на рынке авиаперевозок об искусственном завышении цен на перевозку багажа и надбавках к стоимости билетов за дорожающее топливо. Вчера суд Вашингтона одобрил наложение санкций. Как заявил судья Джон Д.Бейтс, в деле фигурируют ведущие мировые авиакомпании, и оно имеет серьезные долгосрочные финансовые масштабы.

Одной из упомянутых Бейтсом компаний является британская Virgin Atlantic, признавшаяся в тайном сговоре с British Airways об установке топливных сборов для трансатлантических рейсов. В результате темных дел воротил авиабизнеса надбавка, которую вынуждены были платить простые пассажиры, выросла с 5 до 60 фунтов за период с августа 2004 г. по январь 2006 года. Решением британского суда British Airways уже была оштрафована за свои махинации на 121,5 млн фунтов стерлингов ($246,8 миллионов). Virgin Atlantic отделалась разве что пятном на репутации: сообщив о сговоре, она автоматически обрела иммунитет.

Эта неприкосновенность, похоже, защищает компанию и от ответственности перед американским правосудием: Virgin Atlantic признала свою вину в деле, начатом Минюстом США, однако о санкциях в отношении нее не сообщается. Повезло и British Airways. По данным федеральных обвинителей, штрафная сумма могла составить $900 млн, однако была сокращена до указанной цифры в $300 миллионов. Компания согласилась выплатить штраф.

Эти процессы могут оказаться только началом. За ними может последовать множество исков от пассажиров с обеих сторон Атлантики, возмущенных переплатой за билеты. Между тем глава British Airways Уилли Уолш утверждает, что у клиентов нет повода для претензий. Надбавка за бензин является "легальным способом компенсации затрат", считает он.

Причину щекотливой ситуации, в которую попала британская авиакомпания, чья репутация и без того не блещет чистотой, эксперты видят в низком профессионализме топ-менеджеров. Господин Уолш соглашается с аналитиками, признавая, что некоторые чиновники компании вели себя неправильно и их действия не имеют оправдания. "Поведение, направленное на подрыв конкурентов, совершенно неприемлемо, и мы со всей строгостью осуждаем подобные действия".

Выбор читателей