Ходорковский и Патриарх заговорили о вере в унисон

Так совпало, что две абсолютно разные, но одинаково значимые в общественной и политической жизни страны фигуры одновременно заговорили о спасении верой




Год предстоит тяжелый, выборный. Суета сует, но куда деваться. О душе, слава богу, забыть тоже не дают. Так совпало, что две абсолютно разные, но одинаково значимые в общественной и политической жизни страны фигуры – Алексий II и Михаил Ходорковский – одновременно выступили на тему необходимости противостояния современным вызовам и спасения верой.

Предстоятель Русской православной церкви, общаясь с французскими католиками, апеллировал к общим корням и традиционным евангельским ценностям. По мнению Алексия II, в современном мире, прежде всего западном, "насаждается мировоззрение, которое по своей разрушительной силе вполне сравнимо с внешними гонениями на Церковь". В этой ситуации выживание европейской цивилизации, к которой Патриарх Московский и Всея Руси безусловно относит Россию, напрямую зависит от верности христианским ценностям и нравственной чистоты.

В свою очередь, некогда самый богатый человек России впервые за долгое время выступил с публичным заявлением, которое является своего рода комментарием к стенограмме прошедших минувшим летом в Москве "Ходорковских чтений". Философское размышление Ходорковского вновь посвящено судьбе России. Самый известный заключенный страны пришел к выводу, что, только повернув общественное сознание от "вульгарного прагматизма" к вере, можно заложить тот фундамент, на котором вырастет демократическое правовое государство.

Совпадение этих призывов не кажется странным и нелепым. Оно симптоматично. Два столь разных человека, с разным мировоззрением, преследуя разные цели, обращаются к разным специфическим аудиториям практически в унисон.

Ходорковский обвиняет российских либералов в исторически обусловленном неверии в главный тезис либерализма: человек рожден со стремлением к свободе и счастью. Алексий II полагает, что мы стали такими, какие мы есть, благодаря сделанному нашими предками мировоззренческому выбору. Оба видят проблему в навязывании обществу искажающих восприятие мифов. Церковь выступает против абортов, эвтаназии, однополых браков. Бывший владелец "ЮКОСа" сетует на укорененность в сознании граждан мифов о "двойном суде" (суде обычном и суде как инструменте власти), несправедливой приватизации и засилье "понаехавших".

В своих выводах Алексий II и Ходорковский также едины: дальнейшее развитие общества возможно только на основе моральности в ее традиционном христианском понимании. Это единственно приемлемый и перспективный "красивый миф", по словам Ходорковского, в ситуации, когда управление обществом и модерирование элит в принципе невозможно без мифологизации.

В последние годы явственно ощутима тенденция вовлечения проблематики вероисповедания в сферу политически значимых вопросов, а сама Русская православная церковь является весомым игроком в общественно-политической жизни светского государства. Тонкую грань между правдой, красивой как миф, и собственно мифом уловить очень сложно. И невозможно оспорить ничего из высказанного Патриархом и Ходорковским, пока не вспомнишь, что при профицитном бюджете и выделенном из Стабфонда Фонде будущих поколений десятки тысяч детей - все еще беспризорники, что льготных лекарств на всех не хватает, что в армии нашей что ни день – ЧП, что…

Можно приводить примеры и дальше. Очевидно одно - миф о возрождении через веру удобен для общения с электоратом и зарубежными бизнес-партнерами. Но приживается он плохо. Видимо, у бога плохие PR-менеджеры.

Выбор читателей