Российский газ потечет за рубеж в новых танкерах

Отечественная газовая отрасль получила мощное орудие поставок голубого топлива за границу - два газовоза, Grand Aniva и Grand Elena. В мире таких судов, как эти, всего восемь, причем два в России




Российская газовая отрасль не в последнюю очередь зависит от транспорта, поскольку доставка голубого топлива в страны-импортеры зачастую оборачивается не только серьезными затратами, но и не слишком приятной зависимостью от государств, по территории которых идет транзит. Но, как показывает практика работы российских пароходств, эффективные пути решения этой проблемы есть.

На прошлой неделе, 4 октября, в японском городе Нагасаки на верфи Mitsubishi Heavy Industries Co., Ltd. прошла церемония наречения двух турбоходов, предназначенных для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), - Grand Aniva и Grand Elena. После торжественной части помощник президента РФ, председатель Совета директоров "Совкомфлота" Игорь Шувалов напомнил собравшимся, что оба судна были построены по заказу российско-японского консорциума судоходных компаний ОАО "Современный коммерческий флот" (ОАО "Совкомфлот") и Nippon Yusen Kabushiki Kaisha (NYK).

На Grand Aniva и Grand Elena делается крупная ставка: появление у России танкеров-газовозов, как отметил Игорь Шувалов, позволит снизить ее зависимость от стран-транзитеров при доставке природного газа. "Обеспечивая энергетическую безопасность в глобальном масштабе, мы сможем поставлять теперь газ напрямую нашим покупателям и не будем зависеть от стран-тразитеров, и это самое главное", - сказал председатель Совета директоров крупнейшего российского пароходства. Оба судна обеспечат доставку потребителям сжиженного природного газа в рамках первого в России проекта по производству СПГ ("Сахалин-2"), оператором которого является компания "Сахалинская энергия" (50% плюс одна акция принадлежат ОАО "Газпром").

Предполагается, что новые газовозы в течение 20 лет будут обеспечивать доставку российского сжиженного природного газа с терминала в порту Пригородное (южная оконечность Сахалина) на рынки стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР): в Японию, Корею, США (через приемный терминал Costa Azul в Мексике). Впервые в истории российского экспорта углеводородов природный газ будет поставляться на регулярной основе морскими судами на новые перспективные рынки.

Кроме того, Grand Aniva и Grand Elena должны стать первыми в освоении новых стандартов транспортировки глубого топлива. Следует ожидать, что опыт их строительства и эксплуатации положительно скажется на реализации других энергетических проектов в России, в первую очередь, при разработке месторождений на континентальном шельфе в Арктике, а также окажется полезным при возможном строительстве на отечественных верфях судов-газовозов для упомянутых проектов.

Новые танкеры принципиально отличаются от своих предшественников наличием усиленного ледового корпуса, соответствующего международному классу 1В, и двигателя, отвечающего требованиям ледового класса 1С, что позволяет судам работать среди битого льда толщиной до 40 сантиметров. На данный момент подобных судов в мире насчитывается всего восемь, причем два из них входят в состав флота группы компаний ОАО "Совкомфлот".

На церемонии наречения танкеров присутствовали как официальные лица, так и почетные гости со стороны судовладельцев, судостроительной верфи, фрахтователя судов, финансирующих строительство банков. Посол России в Японии Михаил Белый прибыл в Нагасаки вместе со своей супругой Натальей, которая стала крестной матерью одного из судов. Второй танкер "крестила" Дорин Финлейсон - супруга председателя Совета директоров компании "Сахалинская энергия". Обе женщины произнесли приветственные речи, по давней морской традиции разбили бутылки шампанского, дали судам имена и пожелали экипажам танкеров счастливого плавания.

Выбор читателей