Вечная музыка светлой печали

Эта надрывная музыка звучит сегодня в клубах и концертных залах по всему миру, и кажется, что она была всегда. Россиянам корифеев американской блюзовой сцены представляет Efes Blues Festival



ВСЕ ФОТО



Эта надрывная музыка звучит сегодня в клубах и концертных залах по всему миру, и кажется, что она была всегда. Уже никто не может сказать, из каких ингредиентов, под воздействием какого катализатора возникли "мелодии потерянного счастья". Самая популярная теория гласит, что блюз появился тогда, когда в США было отменено рабство - не случайно местом рождения этого направления считается дельта Миссисипи, сердце рабовладельческого Юга. В блюзовых мелодиях чернокожее население Америки выражало и жажду свободы, и тоску по далекой и недостижимой родине, которую предки когда-то покинули в цепях и кандалах. Ведь и само слово "блюз" восходит к английскому "blue devils" - "меланхолия", "грусть".

Среди самих же блюзменов бытовала легенда, будто бы блюз - результат сделки с дьяволом, что подстерегает музыкантов, мечтающих достичь совершенства, на перекрестках американских дорог. Отсюда и столь глубокая тоска - она объясняется невыполнимым желанием вернуть проданную душу.

Охватив Нью-Орлеан и его окрестности, блюз, как пожар, вскоре распространился по всей Америке. В 1920-е гг. это направление приобрело огромную популярность по всему Югу, а в 1930-е охватило и Север. Эти годы считаются "классическими" - именно в это время блюз окончательно сформировался как самостоятельное музыкальное направление. Эта музыка как нельзя лучше соответствовала духу Великой депрессии, выражая грусть, в которой просвечивала едва заметная надежда на лучшее.

Когда блюз переселился на Север, Чикаго стал второй блюзовой столицей мира. Шумный "коктейль" чикагского блюза был профессионально смешан из госпела, спиричуэлса, джаза, аутентичных интонаций хлопкоробов с американского Юга. "Электрифицированный", исполненный "на взводе", сквозь визг микрофонов и хрипы губной гармоники, ритмичный, грубоватый и все так же полный печали - это тот самый чикагский саунд, ставший сегодня фактически синонимом блюза. Период его расцвета пришелся на 1950-е гг., но и сейчас ведущие чикагские блюзмены, такие как Сил Джонс или Джон Праймер, продолжают задавать тон мировой блюзовой сцены.

В 1960-е гг. блюз попал под влияние рок-н-ролла и соула и перестал быть только музыкой для избранных - из прокуренных клубов он шагнул в концертные залы, и уже не только Америки. Эти годы - период лондонского блюза, третьего ключевого этапа в истории этого жанра. Ну, а в Америке в это время царствовали легендарные Би Би Кинг, Джон Ли Хукер, Мэдди Уокерс и многие другие культовые музыканты.

Сегодня блюз исполняют по всей планете, играя классику и ставя эксперименты по смешению стилей и стиранию жанровых границ. Самые актуальные на сегодня стили - это, во-первых, Modern Electric Blues, современный электронный блюз, вобравший в себя лучшие традиции Чикаго и достаточно близкий к классике. Во-вторых, это техасский блюз, вобравший элементы джаза и кантри, свингующий и лиричный. И, пожалуй, стоит упомянуть блюз-рок, жесткий и современный, словно отлитый из свинца, он сформировался относительно недавно, но приобретает все большую популярность.

Ежегодно крупнейшие блюзовые празднества, такие как Чикагский фестиваль, фестиваль в Поконо, привлекают тысячи поклонников и открывают миру новые имена. В России же главным блюзовым событием на протяжении вот уже почти десятка лет был и остается Efes Blues Festival. Представляя россиянам корифеев американской блюзовой сцены, он дает возможность погрузиться в мир светлой печали, "существования на грани" и надежды на далекое недостижимое счастье - в тот самый мир, который именуется блюзом.

В Москве концерты Efes Blues Festival пройдут 3,4 и 5 ноября в клубе "Б1 Максимум".

Выбор читателей