Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Ситуация фактически вышла из-под контроля Мушаррафа. То, что президент не справляется с натиском исламских экстремистов, стало понятно еще летом, когда фундаменталисты захватили Красную Мечеть, расположенную в центре Исламабада. Тогда руководству страны для освобождения мечети и прилегающей к ней территории пришлось задействовать армейские подразделения и бронетехнику. Затем последовала череда терактов, глава государства утратил власть над пуштунскими племенами, проживающими на границе с Афганистаном, и лишился значительного числа своих сторонников.
В этих условиях в Пакистан после восьмилетней эмиграции вернулась Беназир Бхутто, женщина-политик, несмотря на долгое отсутствие имеющая серьезную поддержку в обществе. Следует отметить, что Бхутто прибыла в Исламабад по согласованию с Мушаррафом, который надеялся обрести в ее лице влиятельного союзника в борьбе с исламистами. По сути, замысел президента сводился к тому, что возвращение Бхутто и создание политического альянса с нею вернет власти симпатии людей, за последнее время разочаровавшихся в Мушаррафе, при этом он сам будет в новом блоке номером один, оставив бывшему премьеру место помощника.
Однако генерал серьезно просчитался. Дело в том, что возвращение Бхутто было согласовано не только с Мушаррафом, но, что существенно важнее, и с Вашингтоном. Это обстоятельство, в сочетании с немалыми политическими амбициями Бхутто, позволяет с высокой долей уверенности предположить, что второе место в блоке с непопулярным в народе Мушаррафом - совсем не то, на что рассчитывает бывшая глава правительства.
Пакистан для Вашингтона - одна из ключевых стран в азиатском регионе. Во-первых, она играет роль крупной перевалочной базы для войск США и их союзников, проводящих операцию по поддержанию мира в Афганистане. Кроме того, Пакистан, будучи весьма нестабильным государством, обладает ядерным оружием. И, наконец, в стране сильны позиции исламских фундаменталистов, рвущихся к власти и к контролю над ядерным арсеналом.
Все это вынуждает Вашингтон как крупнейшего политического союзника и финансового спонсора Пакистана уделять событиям, происходящим в этой стране, самое пристальное внимание. На Западе не могут не осознавать, что руководить столь непростым государством в интересах общей безопасности должен лидер, четко контролирующий обстановку, имеющий серьезную поддержку в массах и в элите и способный при необходимости дать отпор религиозным радикалам. Судя по тому, что Белый дом подверг Мушаррафа критике за введение чрезвычайного положения и приостановление действия конституции, кредит доверия действующему президенту уже исчерпан. Это означает, что американские стратеги сделали выбор в пользу другого человека, а таковым в сложившейся ситуации может быть только Беназир Бхутто, в бытность премьерства продемонстрировавшая приверженность союзническим отношениям с США.
Вряд ли Мушарраф не понимает истинного расклада сил. Его последние действия свидетельствуют о том, что он осознает шаткость своего положения, но продолжает бороться за власть, только усугубляя ситуацию. Чрезвычайное положение было введено за несколько дней до того, как Верховный суд страны должен был вынести решение по вопросу легитимности переизбрания Мушаррафа на президентский пост в прошлом месяце. Главный судья Ифтихар Чаудри, заявивший о незаконности этого шага, был немедленно арестован. В словах Бхутто о том, что истинная причина введения чрезвычайного положения в стране - стремление президента отложить всеобщие выборы по меньшей мере на год, определенно есть смысл. Вопрос лишь в том, как он собирается править в этот период: последние события серьезно испортили его отношения со многими влиятельными силами в Пакистане. В настоящее время армия остается едва ли не последним крупным политическим союзником Мушаррафа. Однако насколько прочен этот союз - большой вопрос.
Впрочем, ответ на него может быть получен уже в ближайшую пятницу, когда Бхутто обещает начать массовые демонстрации своих сторонников. До сих пор властям, усмиряя недовольных, удавалось обходиться, что называется, малой кровью, но если завтра в стране начнутся серьезные волнения, подавить их можно будет только с помощью военных. От того, пойдет ли на это армия, для Мушаррафа зависит очень многое.
Тем временем воспользоваться разрастающимся хаосом может третья, самая одиозная сила, действующая в Пакистане. Затяжной конфликт между светскими политиками предоставляет экстремистам хорошую возможность развернуть в стране пропагандистскую деятельность, построенную на обвинении властей в неспособности решать насущные проблемы народа и в доведении страны до глубокого кризиса. Нельзя также забывать, что кроме собственно ядерного оружия в Пакистане есть и расщепляющиеся материалы, используя которые можно создать так называемые "грязные бомбы". Именно поэтому так важно, чтобы в пылу борьбы за власть Мушарраф и Бхутто не упустили из виду обстоятельств, имеющих гораздо большее значение, чем судьба президентского кресла в Исламабаде.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности