В конкуренции с искусством

Феерическим выступлением американской труппы "Хаббард Стрит Данс Чикаго" закончился почти месячный смотр лучших достижений современного хореографического искусства




Феерическим выступлением американской труппы "Хаббард Стрит Данс Чикаго" закончился почти месячный смотр лучших достижений современного хореографического искусства. В переполненных столичных залах выступили пять совершенно не похожих друг на друга трупп. На спектакли фестиваля, проходившего под эгидой Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, пришли балетоманы, театралы, а также студенты хореографических учебных заведений, желающие понять, тому ли их так строго учат или все-таки в мире не одна только "Спящая красавица" имеет право на существование.

Труппа "Салиа и Сейду" (Буркина Фасо – Франция) властвует над воображением европейца и необычным мышлением, и этнической спецификой движений, и первозданной витальностью. А над воображением европеек – еще и красотой мужских торсов, маскулинной статью, чем contemporary dance отличается далеко не всегда.

Бельгийская компания "Балет С. де ля Б." представила вызывающую работу, породившую много споров о том, а балет ли это вообще, тем более что в спектакле "Импорт/Экспорт" заняты и цирковые артисты, не имеющие классической выучки. При этом тема почти пантомимического спектакля Коэна Аугустийнена - унизительная жизнь припортовых бомжей - не настраивает на романтический лад. Остро прозвучала в аутентичном исполнении музыка барокко, причем музыканты аккомпанировали артистам вживую.

В программе Пражского Национального балета всеобщая любимица Диана Вишнева в дуэте с Петером Зуской (он же хореограф) в одноактном балете "Объятия моря" танцевала одновременно и с ним, и со… столом. В свое время она сама выбрала этот номер для своего бенефисного вечера в Мариинке. (В самом деле, чем удивить публику? Вишнева и стол – вот что действительно сражает наповал!). Хореография же Зуски - скорее дань моде. В его балете "Сон Марии" полуголые мужчины в тюлевых "шопеновках" скорее годятся для варьете. А в балете "Немного экстрима", рассчитанного на молодую аудиторию, самое экстремальное - музыка в стиле "черного" хип-хопа, в которой Зуска попытался услышать некий социальный протест.

Насколько рисковали быть освистанными бельгийцы, ошарашившие "правдой жизни", настолько оказались "в рамках приличия" чехи. Хороший профессиональный риск присущ хореографу Ольге Рориш. Она поставила спектакль "Педро и Инес" для труппы Национального балета Португалии по странной, патологической истории XIV века, свидетельства о которой оставили многие удивленные современники. Страсть принца к фрейлине собственной жены, недовольство старого короля Альфонса IV, убийство прекрасной возлюбленной сына с последующей коронацией трупа – весь этот балет, по словам самих португальцев, пронизанный национальным духом, поставлен в чистом стиле contemporary dance без всяких этнических пряностей, лишь с тонкой мотивацией движений. Хотя этника, казалось бы, так и просилась в это повествование.

Достойно завершили фестиваль четыре одноактных балета американской труппы "Хаббард Стрит Данс Чикаго". В балетах четырех разных хореографов, среди которых корифей Начо Дуато, чувства скорее сублимированы, чем бьют ключом, но мощная энергетика не дает эмоциям выхолоститься, а единая школа труппы придает ей необычайную стилистическую цельность. Иногда даже кажется, что во всех четырех балетах проскакивают одни и те же движения – а ведь хореографы создавали их независимо друг от друга.

"Мы – скорее художественная галерея, чем музей", - сказал арт-директор Джим Винсент о чикагской группе. Так и о самом фестивале DanceInversion не скажешь, что он представлял музейные мумии. Скорее парад отважных искателей, нелегко выживающих в конкуренции с искусством, привычным, как домашние тапочки.

Выбор читателей