Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Принято считать, что в ночь с 24 на 25 декабря Иисус появился на свет. Но как сложилось это представление, понять трудно. В частности, Евангелие от Луки не содержит никаких временных указаний на это знаменательное событие. В тексте даже нет упоминаний о том, было в ту пору тепло или холодно.
Единственная зацепка - это указ императора Августа о переписи населения "по всей земле", а также ссылка на те времена, когда прокуратором Сирии был Квириний. Однако исследователи Нового Завета, опираясь на исторические данные (Публий Сульпиций Квириний был прокуратором Сирии в 6 - 7 гг.), пришли к выводу, что фразу евангелиста о переписи следует считать указанием не времени, а места действия.
Ганс Ферстер, историк церкви из Вены, проделал немалую работу, чтобы найти объяснение: почему Рождество празднуется именно 25 декабря. Две версии определения этой даты, существовавшие до сих пор, исследователь считает несостоятельными.
Одна из них изложена в книге Папы Римского "Дух литургии" и поэтому пользуется наибольшим авторитетом. Доподлинно не известно, когда Иисус был зачат, однако можно взять за точку отсчета Благовещение. В Евангелии указано, что Мария узнала о своей беременности на четвертый день после весеннего солнцестояния, то есть 25 марта. Прибавив девять месяцев, получаем 25 декабря.
Вторая версия гласит, что дата празднования Рождества была сознательно выбрана для установления связи христианской традиции с языческими верованиями. Оперируя евангельским образом рождения Иисуса как "восхода солнца справедливости", церковники якобы решили приурочить праздник к дню зимнего солнцестояния. Весеннее не подходило на эту роль по простой причине: Рождество в таком случае фактически совпало бы с Пасхой.
Ферстер же, проанализировав несколько десятков древних проповедей, пришел к выводу, что обе существующие версии неверны. По его мнению, признанная всем миром дата - не более, чем "уловка для привлечения паломников". Историк соглашается с тем, что Рождество соотносится с солнцестоянием, но видит связь между ними в метафорическом толковании церковников: весеннее солнцестояние - это "свет в полную силу", а именно Воскресение Христово, тогда как на роль "зарождения света" как нельзя лучше подходит зимнее солнцестояние, предвещающее приход весны.
Ферстер полагает, что Церковь руководствовалась исключительно коммерческими соображениями, намереваясь приурочить праздник Рождества к конкретной дате и тем самым дать тысячам паломников повод единовременно отправиться в Вифлеем.
Ситуация может еще больше обостриться