Напугали Россию Польшей...

Россию вынуждают идти на уступки, ей становится все труднее свыкаться с этой мыслью, сложнее принимать эффективные решения для обеспечения национальных интересов. Но выбирать, похоже, не из чего




На пути переговоров между Россией и Евросоюзом по новому соглашению о сотрудничестве могут появиться дополнительные осложнения. В СМИ, со ссылкой на интервью президента Польши Леха Качиньского, появилось сообщение о том, что Польша не снимет вето с переговоров между сторонами, пока страны-члены ЕС не допустят к Плану действий по присоединению к НАТО (ПДЧ) Грузию и Украину. Позднее было обнародовано опровержение, но мотивы возникновения подобных слухов и сами по себе интересны.

Казалось бы, непосредственным адресатом ультиматума, в случае, если таковой все же имел место, является не Россия, а Европейский союз. Однако по итогам недавнего саммита НАТО в Бухаресте хорошо известно, что именно нежеланием осложнять отношения с российскими властями, активно выступающими против вхождения Киева и Тбилиси в Североатлантический альянс, обосновано отрицательное голосование ряда стран ЕС по этому вопросу. Варшава, например, считает это очевидным и недопустимым для общеевропейской политики.

Польша не отрицает значимости переговорного процесса и необходимости заключения нового соглашения между ЕС и Россией, но ее позиция по этому вопросу не зависит от смены президента у восточного соседа. Варшава открыто выражает недоверие к позиции России и вполне может провести прямую корреляцию между расширением состава НАТО и перспективами сотрудничества между Россией и Евросоюзом.

Напомним, срок действия Договора о сотрудничестве истек в декабре 2007 г., но его действие было продлено еще на год. Своевременно подготовить и принять новый вариант соглашения не удалось из-за польского вето на переговоры, поводом для которого послужил запрет на экспорт в Россию мясной продукции из Польши. Ожидалось, что все разногласия будут сняты после успешного разрешения спорного вопроса. Недавно российские границы вновь открылись для польской сельхозпродукции. Премьер-министр Польши Дональд Туск отметил это радостное для страны событие заявлением о том, что теперь Польша не будет препятствием для переговоров между Россией и ЕС.

Этот факт был незамедлительно зачислен в копилку достижений российской дипломатии. Отдельные эксперты сочли победой и отказ Украине и Грузии в ПДЧ, несмотря на то что на саммите НАТО было обещано вернуться к этому вопросу в самом ближайшем будущем, возможно, уже в декабре 2008 года. Фактически это означает, что Киеву и Тбилиси членство в Альянсе уже гарантировано. От России если что и зависит, то, возможно, только сроки реализации этого намерения. В Москве это прекрасно понимают и нервничают. Вряд ли фраза министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что Россия будет делать все возможное, чтобы не допустить кооптации Украины и Грузии в НАТО, и угроза неизбежным осложнением отношений с Альянсом в целом, с ведущими его членами и соседями могут быть восприняты как риторика победителя в сфере дипломатии.

Ультиматумом Москве Лех Качиньский мог бы добавить себе авторитета и веса как на внутренней, так и на международной политических аренах. Вполне понятный расчет для политика с падающим рейтингом, желающего оставаться на плаву как можно дольше. К тому же у Качиньского репутация экспрессивного и непоследовательного человека.

Еще с большим успехом президент Польши, по собственной инициативе или по подсказке из Брюсселя, мог бы озвучить мнение, общее для большинства стран-членов ЕС и НАТО. Для данной миссии Польша подходит как нельзя лучше. Во-первых, эта страна сама недавно членствует в обоих союзах, и позиции соискателей ей близки и понятны. Во-вторых, резкости в обращении с Россией официальная Варшава не боится, это всем известное государство-русофоб. История непростых польско-российских отношений уходит корнями в глубь веков. Польша всячески дистанцируется от всего, что хоть в малой степени может поставить ее в зависимость от России и российского.

Сомнения относительно нового соглашения с Москвой высказывают также многие восточноевропейские страны. Они настаивают на дополнении переговорного мандата Еврокомиссии пунктом о безопасности энергетических поставок. Эта тема особенно болезненна для Прибалтики. Восточная Европа рассчитывает получить от России гарантии на стабильность энергопоставок взамен на положительное голосование о начале переговоров.

Кроме того, Россия подвергается критике из-за проблем с демократией и обеспечением прав человека. ЕС надеется использовать переговоры с Москвой для урегулирования большей части спорных вопросов и оказания давления на российские власти.

Вполне вероятно, что Польша или иное восточноевропейское государство предъявит, при желании, новые основания для блокирования переговорного процесса между Россией и Евросоюзом и после того, как Украина и Грузия присоединятся к НАТО. Повод найти будет легко, тем более, если кремлевская дипломатия будет по-прежнему несдержанной на угрозы в адрес ближайших соседей.

Россию вынуждают идти на уступки. Свыкаться с этой мыслью и принимать наиболее эффективные для обеспечения национальных интересов решения становится все труднее. Но выбирать, похоже, не из чего: США двигают к российским границам ПРО, у Китая свои виды и планы на российские сырьевые ресурсы, ЕС зачастую склонен принять любое решение, если оно противоположно мнению России. Москве придется выбирать друзей исключительно среди недоброжелателей.

ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТЬ

новости партнеров
Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей