Грузия и Абхазия разработали тайный план

Абхазский лидер, прибывший в Москву с визитом, привез на согласование план урегулирования конфликта с Грузией. В документе есть подводные камни, обойти которые дипломатам будет непросто


ФОТО: АР



В связи с проходящим сейчас визитом президента Абхазии Сергея Багапша в Москву в прессе появилась информация о том, что Кремлю отводится роль посредника в мирном урегулировании грузино-абхазского конфликта. Его план в общих чертах уже согласован, и теперь лидер непризнанной республики попытается получить согласие российских властей на его реализацию.

Примерно неделю назад представитель Грузии в ООН Ираклий Аласания передал Сухуми предложения Тбилиси на этот счет. Он в закрытом режиме встретился и с Сергеем Багапшем, и с главой МИД Абхазии Сергеем Шамбой, причем цель миссии грузинского дипломата не разглашалась. Он даже отказался отвечать на вопросы журналистов, но СМИ все равно опубликовали статьи о его визите, основываясь на ряде интервью. Так, глава комиссии парламента Грузии по восстановлению территориальной целостности страны Шота Малашхия заявил, что эмиссар Тбилиси "согласовал с представителями руководства Абхазии механизмы возвращения беженцев".

Ранее Михаил Саакашвили утверждал: "Я подпишу договор хоть завтра, если будут четкие гарантии, что грузинские беженцы смогут вернуться в Абхазию". Политик также заявлял о готовности предоставить властям и населению Абхазии любые гарантии безопасности, вплоть до вывода грузинских полицейских формирований из верхней части Кодорского ущелья.

Сергей Шамба вчера сообщил "Коммерсанту", что Аласания действительно согласовал в Сухуми "документ о том, как разрешить наиболее спорные вопросы в отношениях" Грузии и Абхазии. Первой мерой по налаживанию отношений станет, как предполагается, соглашение о неприменении силы, предусматривающее возвращение грузинских беженцев в Абхазию и вывод грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья.

В целом план урегулирования конфликта включает в себя подписание юридического документа, закрепляющего отказ Грузии от любых военных средств воздействия и обещания абхазских властей не препятствовать возвращению грузинских беженцев. Последний пункт, безусловно, станет одной из самых проблемных частей соглашения: до сих пор Сухуми и Тбилиси не смогли сойтись даже во мнениях о численности беженцев.

Не меньше проблем вызовет вопрос о российских миротворцах. Источники в МИД РФ утверждают, что Москва не раз пыталась заключить с Тбилиси заключения соглашения о неприменении военной силы в Кодори, но грузинская сторона последовательно опротестовывала фразу о позитивной роли миротворцев СНГ и подтверждении их мандата. На сей раз миновать проблемный пункт также не удастся: Сергей Шамба отметил, что "для Абхазии подтверждение мандата российских миротворцев является необходимым условием".

Выбор читателей