Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Дмитрий Медведев уже уведомил о принятом решении министра обороны Анатолия Сердюкова и представил ему очередного главу Генштаба. Свой выбор президент России остановил на генерале Николае Макарове, трудившемся ранее на посту начальника вооружений, заместителя министра обороны. Юрий Балуевский внакладе не остался. Помимо кресла заместителя секретаря Совета безопасности России, он награжден также орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.
В состоявшейся рокировке в руководстве российской армии примечательны два момента. Во-первых, начальником Генштаба назначен кадровый военный, имеющий опыт практического руководства воинскими подразделениями. Это важно в ситуации, когда Министерство обороны возглавляет штатский человек, не имеющий специального образования. Анатолий Сердюков особо подчеркивает серьезный путь, пройденный Николаем Макаровым от командира взвода до заместителя министра. К тому же ни Юрий Балуевский, ни его предшественник в Генштабе Анатолий Квашнин, по сути, полевыми генералами не были. Справедливости ради надо признать, что авторитета среди коллег это им не прибавляло. Напротив, за то время, что Генштабом руководили генералы Квашнин и Балуевский, несколько снизился и авторитет самого ведомства. Назначение Макарова может способствовать реанимированию этого института.
Второй любопытный момент непосредственно касается нового назначения Юрия Балуевского. Статус начальника Генштаба и одновременно первого заместителя министра обороны, согласно российскому законодательству, предполагает членство в Совете безопасности России. Генерал Балуевский занимал эту должность с 2004 года. Отныне статус его в рамках Совета безопасности повышается. Должность заместителя секретаря СБ - аппаратная, это предполагает, в том числе, возможность проверки деятельности Вооруженных сил Российской Федерации и участие в подготовке предложений по выработке и реализации внешнеполитического курса страны. Юрию Балуевскому эти направления работы не чужды.
Эксперты отмечали, что у бывшего главы Генштаба давно сложились конфликтные отношения с министром Сердюковым. Юрий Балуевский и его начальник по-разному оценивали роль Генштаба в управлении Вооруженными силами. Анатолий Сердюков считал возможным усилить роль гражданского менеджмента в руководстве армией и стремился перенести центр влияния в Минобороны. Балуевский же, наоборот, полагал, что основные стратегические решения должны приниматься в Генштабе. Кстати, в этом он мог бы заручиться поддержкой Владимира Путина, заявлявшего при назначении штатского министра обороны, что значение Генерального штаба армии в решении военных вопросов должно возрасти. Генерал Балуевский позволял себе определять главную функцию министра обороны как заботу о материальном обеспечении Вооруженных сил - "чтоб солдат был накормлен, чтоб у него был новый танк". В своем новом качестве Юрий Балуевский получит возможность проверить эффективность работы Анатолия Сердюкова.
Впрочем, опасаться министру обороны особенно нечего. Избавление от давнего контрагента - само по себе немалая победа. Появляется надежда, что Министерство обороны России и Генштаб ее Вооруженных сил смогут, наконец, достигнуть взаимопонимания и будут уделять повышенное внимание не аппаратному противостоянию, а повышению боеспособности российской армии. Этому будет способствовать и усиление позиций министерского лобби в Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, в состав которого автоматически войдет Николай Макаров вместо Юрия Балуевского.
Пожалуй, стоит обратить внимание еще на одну деталь. Экс-начальник Геншатаба зарекомендовал себя как активный антинатовец и противник размещения американских ПРО в странах Восточной Европы. В последнее время он часто позволял себе резкие высказывания в адрес Альянса. На фоне перевода еще одного "ястреба мюнхенской речи" - бывшего посла России в США Юрия Ушакова - на работу в аппарат правительства Владимира Путина приближение генерала Балуевского к центру принятия стратегических внешнеполитических решений уже не кажется случайным.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт