Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Основные дебаты еще впереди. И хотя пресной эта G8 вряд ли будет, нет сомнений, что Бушу, Брауну, Саркози, Меркель и Медведеву есть о чем поговорить, помимо насущных проблем Африки.
Впрочем, дебют Дмитрия Медведева в "большой восьмерке" не обошелся без ложки дегтя. Проживающие вне родных палестин правозащитники Владимир Буковский и Елена Боннэр направили письма кандидатам в президента США Джону Маккейну и Бараку Обаме с предложением рассмотреть возможность исключения России из G8. По их мнению, российские власти отличает "чрезмерная и неоправданная агрессивность".
Буковский и Боннэр сходятся во мнении, что Соединенным Штатам следовало бы пересмотреть отношения с Москвой в принципе. Правозащитники обвиняют Кремль в регулярных нарушениях прав человека, "политических репрессиях и убийствах", в "продолжающемся геноциде" на Северном Кавказе. По мнению Буковского и Боннэр, в сравнении с периодом холодной войны поведение России не стало менее агрессивным. В доказательство своей позиции они указывают на "двойственность" в позиции Москвы относительно переговоров по ядерной программе Ирана и на политическое убийство британского гражданина на территории страны–участницы НАТО. Данных аргументов, по их мнению, достаточно, чтобы рекомендовать будущему президенту США начать работу по исключению России из клуба демократических стран.
Эти пассажи, призванные противопоставить "хорошую" "большую семерку" "плохой" России, ложатся на благодатную почву критики G8 как таковой, развернутую на страницах одной из крупнейших американских газет - The Washington Post. Издание критически рассматривает целесообразность сохранения G8 в ее нынешнем составе. Обозреватель газеты Джим Хоугленд считает, что клуб стоило бы сократить до трех участников: только при таком условии он будет работоспособен, а главная его цель - возможность заключения внешнеполитических договоренностей напрямую на самом высоком уровне - уже не будет казаться недостижимой.
Стоит отметить, что на нынешнем этапе существования "большой восьмерки" именно Россия, сама получившая членство в клубе только с 1998 г., предлагает его реформировать за счет расширения и последующей трансформации в объединение наиболее влиятельных в мире держав. Речь идет об Индии, Китае, Бразилии, а также, возможно, Мексике и ЮАР. Не все эти страны отличаются высоким уровнем развития демократии. Но Москве объективно это на руку: хотя бы потому, что позволило бы разделить упреки в "авторитарности" и обрести надежных союзников, чтобы противостоять американскому влиянию внутри "восьмерки".
В российских инициативах любопытны два момента. Во-первых, Кремль исходит из того, что глобальным вызовам, с которыми сталкивается человечество, необходимо противостоять совместными усилиями. Искать решения следует в дискуссии с привлечением максимально возможного числа участников. Многосторонние усилия заведомо продуктивнее диктата одного государства - вот главный тезис России, представители которой везде повторяют: "И вы знаете это государство!"
При этом Москва даже не пытается скрыть, что свой основной козырь - углеводородные ресурсы - она намерена использовать в интересах упрочения собственных международных позиций и восстановления влияния в мире, сходного с влиянием Советского Союза в эпоху расцвета. Это вряд ли можно расценивать как знак доброй воли и добрососедства. Но нельзя не признать, что подобный подход полностью отвечает государственным интересам в их современной мировой трактовке. Миром правит прагматизм.
Второй важный момент в российских предложениях о трансформации G8 в более крупное объединение, - это следование тренду на реформирование всех международных организаций: начиная с ОБСЕ и БДИПЧ и заканчивая ООН. О том, что прежние договоренности между развитыми странами и созданные ими институты теряют силу и авторитет, никто уже и не спорит. Но и дискуссия о путях, формах и методах реформирования международных организаций не развернулась еще в полной мере. Используя выражение обозревателя The Washington Post, каждое государство, претендующее на выражение групповых интересов, "тянет одеяло на себя". Было бы странно, если бы Россия осталась в этом смысле исключением.
Так что никаких "мер" к Москве никто применять не станет. Ни сейчас, ни в обозримом будущем. На этот случай у России есть поддержка большинства стран СНГ, Латинской Америки, Китая и Индии, чьи интересы она лоббирует. Есть ШОС. Есть частные, и потому всегда узкокорыстные, интересы каждого из контрагентов, с которым Москва торгует в объемах достаточно больших, чтобы это ощущала экономика обеих стран.
G8 заинтересована в России не меньше, чем Россия в G8. И только в случае отказа клуба реформироваться, в случае нежелания следовать конъюнктуре меняющегося рынка, в том числе политического, "большая восьмерка" может лишиться своего крупнейшего евразийского партнера. Для клуба такого формата это будет означать начала конца – именно такова логика набирающих темп геополитических трансформаций.
Для России же сегодняшняя критика – хороший знак. Это значит, что ее авторитет велик, а сила и влияние признаются даже оппонентами.
## AP ©
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт