Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Интервью с главой Департамента внешнеэкономических связей и международных отношений правительства Москвы Георгием Мурадовым.
"Yтро": Георгий Львович, Москва увеличивает инвестиции в Абхазию и Южную Осетию. Однако ситуация там в последнее время резко ухудшилась, и риски инвесторов сильно возросли.
Георгий Мурадов: Финансовых вливаний мы никаких не делаем. Мы ведем речь о строительстве в Абхазии санатория для москвичей и "Дома Москвы" – культурно-делового центра. Речь идет, прежде всего, о культурных, образовательных программах. Москва оказывает определенную гуманитарную помощь Абхазии, но это не "живые" деньги, а строительная, дорожная, коммунальная техника, для того чтобы можно было привести в порядок дороги, здания и так далее.
Де-факто абхазский народ живет самостоятельной жизнью после завершения вооруженного конфликта с Грузией. Существуют легитимные правительство, парламент, все ветви власти, которые функционируют в рамках общепринятых демократических процедур и институтов.
Нужно понимать и принять факты, которые имеются на сегодняшний день. Ведь не Абхазия же начала войну против Грузии в 1992 году. Абхазское царство входило в состав Российской империи, а в состав Грузии Абхазия была включена вопреки своей воле решением Сталина. И в 1991 г. абхазским парламентом было принято решение о том, что она в отличие от Грузии не выходит из союза с Россией, из состава Советского Союза.
"Y": Во всем мире капитал формирует власть. Почему мы не вкладываем деньги, например, в Украину?
Г.М.: Частный бизнес активно вкладывал деньги в украинскую экономику. Инвестиции российских компаний довольно большие. Москва свои деньги традиционно вкладывала, в частности, в развитие туристической инфраструктуры Крыма. У нас там четыре санатория. К сожалению, на них пытаются претендовать некоторые, скажем так, представители властей, хотя Москва строила это за свои деньги. От нас, например, просят финансовые документы на один из старейших санаториев – "Мелас" – до 1954 года! А Крым до 1954 г. не входил в состав Украины. Что же, мы должны отчитываться за историю московского санатория, который строился тогда, когда Крым даже не был в составе Украины? Вот такие абсурдные вещи.
Зачем вообще Украине НАТО? Украинский народ жил вместе с русским народом много веков в рамках единого государства. Это определено не только историей, но и общими историческими интересами. Думаю, что НАТО нужно, прежде всего, определенной части националистически настроенной украинской элиты. Это связано с тем, что в отношении России нарастает агрессивная кампания.
Россия – это 38% мировых запасов различных ресурсов. Я не говорю о нефти и газе – это и так причта во языцех. Это водные ресурсы, минералы, металлы и так далее. Все чаще устами ряда западных деятелей формируется понимание того, что России Бог слишком много дал. И такие высказывания и устремления нарастают. Начинают создаваться новые натовские базы: Польша, Чехия... Нет-нет, говорят нам, успокойтесь, это против Северной Кореи или против Ирана. А базы создают на наших границах. Это примерно как если бы мы сейчас где-то в Мексике создавали военные базы, ставили ракеты и говорили американцам: "Не волнуйтесь, мы делаем это против наркокартелей в Колумбии". Смешно. На сегодняшний день можно констатировать, что с расширением НАТО, включением туда новых членов агрессивность Альянса по отношению к России возрастает.
Части украинской националистической элиты очень хочется быть с теми, кто предполагает в будущем, через 10 – 20 лет делить российский пирог – газовое, нефтяное и прочее богатство. А вот интересам украинского народа это в корне противоречит, потому что народ – 50 миллионов человек – рассматривается живой силой. Если Россию обложат различными системами, то вот живая сила – украинский народ. То есть мы говорим о коренном противоречии интересов украинского народа и украинской националистической элиты.
"Y": Должна ли Москва участвовать, в том числе финансово, в решении проблемы Черноморского флота?
Г.М.: Москва в свое время помогла спасти Черноморский флот. Был очень сложный период, когда флот стал разрушаться из-за недостатка финансовых средств. И тогда Москва, как наиболее стабильный и сильный субъект Российской Федерации, пришла на помощь. Префектуры города взяли шефство над отдельными кораблями, помогли им выжить, провели ремонт. Флагман Черноморского флота крейсер "Москва" выходит в Средиземное море и океаны.
"Y": Может ли ситуация измениться так, что договариваться по Крыму нам придется с Вашингтоном?
Г.М.: Не думаю. Такой ситуации я не вижу. Все вопросы по Крыму, если они возникают, мы должны решать с Украиной. Я считаю, чем теснее и крепче наша общность, которая веками исторически существовала, тем надежнее для всех военно-политическая и стратегическая ситуация в регионе.
Многим военным надоело происходящее