В объятиях "серого спрута"

Мы находимся в порочном кругу, который трудно, но необходимо разорвать. Коррупция способствует сохранению "серой" экономики, а та, в свою очередь, является замечательной питательной средой для коррупции




"Серая" зона в отечественной экономике, несмотря на титанические усилия российского правительства, не спешит сокращаться. Между тем эффективность экономического развития страны в значительной степени связана именно с минимизацией теневого сектора и увеличением прозрачности всего народного хозяйства.

По данным экспертных организаций, на сегодняшний день в "сером" секторе создается до 49% ВВП страны. При этом до 90% всех российских предприятий и организаций в той или иной степени причастны к их использованию. Отсюда очевиден масштаб задачи по минимизации подобной практики. Эффект от ее решения видится более чем впечатляющим: согласно расчетам, 1% снижения теневого сектора экономики принесет как минимум четыре десятых процента увеличения доходной части бюджета. Нехитрые арифметические вычисления наглядно демонстрируют "цену вопроса".

Однако до настоящего времени в стране не разработано и не существует четкой программы действий по уменьшению масштаба "серого" сектора, считает профессор Российского государственного социального университета Никита Кричевский. Отдельные мероприятия, проводимые Федеральной налоговой службой совместно с региональными администрациями, направлены преимущественно лишь на поддержание сложившегося равновесия между легальным и теневым секторами производства.

"Серая" экономика существовала всегда. В советские времена ее представляли так называемые "цеховики", с которыми власть вела беспощадную борьбу. Новая "серая экономика" - иная. Во-первых, она в значительной степени легальна. Ее наличие обнаружить не сложно, так как она распространена практически повсюду. Правда, причины ее существования коренным образом отличаются от причин советской "цеховой" экономики. Прежде всего, это безальтернативные модели ценообразования, бедность населения, и налоговая система, изымающая средства для развития.

Немалая часть предпринимательского корпуса, несмотря на то что российская рыночная экономика разменяла уже второй десяток лет, по-прежнему не желает выходить на свет. Она приспособилась к существующему способу введения бизнеса и не хочет перемен.

Но есть и объективные факторы. "Серая" экономика настолько прочно утвердилась в финансово-хозяйственной деятельности, что использование полностью легальных схем сделает продукцию российских предприятий неконкурентоспособной. Кроме того, рентабельность любого российского бизнеса в значительной степени зависит от уменьшения стоимости трансакций при взаимоотношениях с властью.

К тому же быстрый выход в легальное поле может отрицательно повлиять на бизнес, его постигнет что-то вроде кессонной болезни. Одномоментно вырастут издержки, что повиляет на повышение цен, уменьшатся объемы реализации продукции, снизятся доходы предприятий и, возможно, зарплаты у значительной части занятых в этом секторе. А это, в свою очередь, может вызвать рост социальной напряженности в обществе.

Важным фактором, способствующим сохранению полуподпольной экономической деятельности, является бедность населения. И без ее преодоления с "серой" экономикой не справиться. Ведь бедные работники мало обращают внимания на соблюдение легальных норм оплаты своего труда, мало думая о том, что по этой причине не поступают отчисления на их счет в Пенсионный фонд. Для них главный критерий - получение хоть каких-то денег. И ради этого они готовы мириться со своим подневольным, а по сути дела нелегальным положением.

Социальная база теневой экономики в России по-прежнему достаточно велика. По методике определения уровня бедности европейского статагентства, зона потенциальной бедности начинается с доходов ниже 50% от средних данных по стране. Применив европейский алгоритм вычисления к российским условиям, не сложно определить, что к социальной базе теневой экономики относится порядка 30% населения России, то есть 42,2 миллиона человек. Поэтому борьба с бедностью - это одновременно и снижение масштабов "серого" экономического спрута.

Одним из наиболее очевидных проявлений теневой экономики являются скрытые от налогообложения доходы работников. На протяжении последних трех лет в среднем 44% заработных плат оставались скрытыми от налогообложения. Правительство надеялось, что снижение единого социального налога (ЕСН) в 2005 г. будет способствовать выходу доходов из тени. Но этого не произошло, статистика свидетельствует, что объемы "серых" зарплат уменьшились лишь в относительно короткий период.

И пока попытки вывода экономической деятельности из тени скорее приносят убытки, чем дополнительные возможности для развития. Так, в 2005 г. инвестиции в основной капитал снизились на 2,8 процентных пункта, а ВВП уменьшился на 0,8%.

Борьба с "серой" составляющей российской экономики заключается не только в снижении налогообложения. Только в 2006 г. общий объем скрытых от налогообложения доходов составлял свыше 6 трлн рублей. Исходя из этой цифры, можно сделать вывод, что федеральный бюджет недополучил почти 852 млрд руб. в виде налога на доходы с физических лиц, а Пенсионный фонд России - 1,031 трлн руб., которых хватило бы на удвоение пенсий. Учитывая демографическую ситуацию в стране, возрастающий дефицит Пенсионного фонда, мириться с такими размерами "серого" производства долго не удастся. Необходимы шаги, которые позволили бы с одной стороны плавно, а с другой стороны быстро минимизировать его масштабы.

По мнению некоторых экспертов, следует изменить существующую систему налогообложения не только с целью увеличения поступлений в Фонд социального страхования, что связано с пересмотром действующей системы социального налогообложения, но и в местные бюджеты, куда следовало бы перераспределить поступления налога на доходы физических лиц. Все это необходимо для того, чтобы местное население видело, на что идут их налоги. Фактором, стимулирующим выход из тени, станет и возможное снижение НДС.

И отдельная тема - это борьба с коррупцией. Без успешных антикоррупционных мер "серая" экономика вряд ли станет сокращаться. Неформальное налогообложение сегодня - это важнейший экономический фактор. По мнению одного крупного бизнесмена, административный оброк, взимаемый различными государственными структурами, увеличивает конечную себестоимость продукции и предоставляемых услуг на 20%.

По сути дела, мы находимся в порочном кругу, который трудно, но необходимо разорвать. Коррупция способствует сохранению "серой" экономики, а "серая" экономика, в свою очередь, является питательной средой для коррупции. В настоящее время коррупция подчинила себе не только половину национального хозяйства, но и установила контроль над воспроизводством собственного "эликсира жизни" - неучтенной наличности.

Известно, что в наши дни в каждом регионе существует пять - шесть крупных неформальных организаций и несколько десятков "контор" поменьше, где каждый день обналичивают или отправляют за границу десятки миллиардов рублей. Этим промыслом занимаются и немало российских банков, через которые проходит основная часть таких незаконных операций. Этот симбиоз уже привел к тому, что теневая экономика в России превратилась в замкнутый цикл со своими каналами сбыта, финансовыми институтами и финансовыми потоками.

Существует ряд первоочередных мер, способных нанести магнатам "серого" бизнеса существенный урон. Причем, они лежат на поверхности. Прежде всего, это создание условий, исключающих появление и существование фирм-однодневок, неформальными учредителями которых часто выступают представители правоохранительных структур, работники налоговых служб и прочие чиновники. Последовательное расследование и закрытие банков-"прачечных", и "обнальных" контор, через которые ежегодно перекачиваются триллионы рублей. Наконец, это изменение уголовно-процессуального законодательства, по которому участники коррупционных отношений, согласившиеся на сотрудничество со следствием, освобождались бы от ответственности.

Разумеется, это не приведет к мгновенному исчезновению "серого" сегмента в экономике. Но эти меры способны стать тем плацдармом, с которого можно вести дальнейшую, более целенаправленную борьбу за вывод "на свет" значительной части отечественной экономики. Пока "серая зона" существует в своих нынешних масштабах, экономика страны никогда не станет по-настоящему эффективной. Причина тому достаточно проста: свою прибыль предприниматели получают не благодаря повышению эффективности бизнеса, а с помощью экономии на отчислениях, без которых не в состоянии функционировать ни одно общество. А это лишь усугубляет и без того огромные проблемы и перекосы отечественной экономики.

Выбор читателей