Защита от наркоугрозы

Благодаря специальному оборудованию, появившемуся на пограничных пунктах, выявлять тайники с контрабандой и контрафактом станет проще. Особенно это актуально для российско-казахстанской границы - самого наркоопасного направления




Самая протяженная сухопутная граница в мире - российско-казахстанская. Она составляет около 7,5 тыс. километров. А еще это самая наркоопасная граница для России. По данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, ежегодно через российско-казахстанскую границу в РФ из Афганистана поступает до 90% героина, от 3 тыс. т до 4 тыс. т опиума и несколько тысяч тонн марихуаны. Для доставки смертоносного груза используются любые каналы: и автомобильный, и воздушный, и морской транспорт.

Глава ведомства Виктор Иванов утверждает, что только за прошлый год российские таможенники изъяли на границе с Казахстаном 3,4 т наркотических веществ. Если такая тенденция распространения наркотиков сохранится, то, по словам Иванова, через пять лет в каждой десятой российской семье появится наркозависимый.

Работа по обустройству российско-казахстанской границы, несмотря на масштабность и серьезность заявленной проблемы, фактически началась только в этом году. По прошествии 18 лет после распада СССР Россия и Казахстан, наконец, согласовали сроки начала определения и обозначения линии госграницы на заседании совместной казахстанско-российской комиссии по демаркации границы 16 -20 марта 2009 года.

Согласно федеральной целевой программе (ФЦП) "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 гг.)", госкоординатором которой является Росграница, в 2010 г. в железнодорожных пунктах пропуска на российских границах запланирована установка инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), оборудованных рентген-системами. (На автомобильных пунктах пропуска ИДК начали устанавливать еще в 2004 году).

В рамках ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 гг.)", сегодня создаются условия для защиты и охраны границы, проводится строительство и техническое оснащение пунктов пропуска и объектов пограничной инфраструктуры, в том числе, и для борьбы с наркотрафиком. ИДК являются одним из ключевых орудий в этой борьбе. Мощные рентгеновские установки весом более 20 т, способны "просвечивать" как автомобильный, так и железнодорожный транспорт и морские контейнеры.

Чтобы с помощью ИДК найти тайники с контрабандой, наркотиками или взрывчатыми веществами, не нужно разгружать фуры и вагоны: рентген-луч ИДК мощностью 3,8 мегаэлектровольт способен проникать сквозь сталь толщиной до 300 миллиметров. Процесс сканирования занимает 20 - 30 минут, что значительно увеличивает пропускную способность таможенных терминалов.

Сегодня ИДК - стационарных и передвижных - в России установлено уже более 40. На российско-казахстанской границе в настоящий момент работают шесть ИДК. Каждая из установок стоит более 100 млн рублей. Несмотря на дороговизну контрольных приборов, ИДК оправдывают вложенные в них государственные средства. В минувшем году благодаря ИДК в автомобильном пункте пропуска "Бугристое" Челябинской области его сотрудникам удалось пресечь контрабанду героина общим весом 2,8 килограмма.

Таможенникам автомобильного пункта пропуска "Петухово" ИДК помог выявить крупнейшую за последние годы партию героина - весом 333 килограмма. По мнению специалистов, при обычном таможенном досмотре этот тайник обнаружить бы не смогли. В большегрузной фуре, официально перевозившей 19 т петрушки, с помощью ИДК и служебно-розыскных собак удалось найти тайник, где были спрятаны 328 брикетов с "зельем".

Эффективность ИДК не вызывает сомнений, остается лишь гадать, какими темпами будут внедряться технологии, защищающие россиян от наркоугрозы. Ведь в настоящее время, в связи трудностями в экономике, пересмотрено уже несколько федеральных целевых программ. Однако известно, что к концу 2010 г. в ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 гг.)" запланирована установка еще как минимум 17 стационарных ИДК в автомобильных пунктах пропуска.

Выбор читателей