России снова навязывают афганский синдром

Интервью с директором Института информационных войн Фонда национальной и международной безопасности, доктором исторических наук, профессором Сергеем Небренчиным


ФОТО: AP



Интервью с директором Института информационных войн Фонда национальной и международной безопасности, доктором исторических наук, профессором Сергеем Небренчиным.

"Yтро": США усиливают военное присутствие в Афганистане. Как будут развиваться события в этом регионе в ближайшей перспективе?

Сергей Небренчин: Сегодня Россию и другие страны Афганистан волнует в связи с распространением наркотиков, угрозой терроризма и "Талибаном". Эти проблемы давно приобрели международный контекст, но все-таки не отвечают на главный вопрос – зачем все сегодня полезли в Афганистан, что там происходит?

Афганистан является ключевой точкой Евразии, равноудаленной от главных игроков – Китая, Ирана, Индии и, в какой-то степени, России. При этом он постоянно находится в кризисе и способен взорваться в любой момент.

Сегодня талибов* рассматривают как главное зло. Но, с точки зрения национальных интересов Афганистана, талибы – носители интересов пуштун, хотя были созданы в противовес России и какое-то время действовали в интересах США и других стран Запада. Сейчас талибы разделены на тех, кто готов сотрудничать с США и их союзниками, и тех, кто готов до конца отстаивать пуштунские интересы. Между фракциями есть трения. Их борьба за контроль над Кабулом может привести к возникновению хаоса и перекидыванию конфликта на другие регионы.

"Y": Насколько дееспособно афганское правительство?

С.Н.: Конфликтность в регионе будет нарастать: чем больше в Афганистане будет сил коалиции, тем больше будет нарастать протестный потенциал афганцев. И никакими бубликами ситуацию не изменишь, тем более что афганцы уже их объелись. Сепаратизм будет развиваться, а территории – все меньше контролироваться властями из Кабула.

Все, что нужно для взрыва, готово. Хорошие деньги от реализации наркотиков отучили афганцев работать. Создана система, приучившая их к войне, заставляющая воевать, а не строить. Афганистан поделен на зоны влияния американцев, немцев, датчан и т.д. А если туда затянуть Китай и Россию (такие планы существуют), то конфликт ляжет непомерным грузом на их экономики. США смогут тогда уйти, а свои интересы в Афганистане будут отстаивать уже другие.

"Y": Полпред РФ в НАТО Дмитрий Рогозин говорил, что России придется заниматься обеспечением безопасности в Афганистане.

С.Н.: В России озвучиваются и более опасные инициативы. Например, о создании "единой Центральной Азии" под эгидой России, с использованием ее ресурсов и воды. Это чем-то напоминает лозунги эпохи троцкизма, когда Советскую Россию хотели кинуть в топку пожара мировой революции.

Еще до ввода советских войск в Афганистан в 1978 году звучали разумные мысли о том, что туда нельзя входить ни в коем случае. Сейчас история повторяется. И то, что в России появляется много сторонников более серьезного вмешательства в Афганистан, – симптом нехороший.

"Y": Судя по активизации талибов, и Пакистану грозит война?

С.Н.: Пакистан – государство, искусственно созданное во времена падения британского влияния как инструмент влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Получив ядерное оружие, Пакистан стал опасен, и поэтому была поставлена задача расколоть элиту в этой стране по военному, социальному и экономическому признаку, взять под контроль ядерное оружие и ключевые узлы инфраструктуры, а другие вещи оставить в подвешенном состоянии для того, чтобы заставить Пакистан управляться. В противном случае его ожидает участь стать еще одним источником перманентного конфликта.

"Y": Спасибо за беседу.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей