"Элита оказалась не полностью готова"

Накануне начала Санкт-Петербургского экономического форума президент России рассказал, почему страна так сильно пострадала от кризиса и что еще нужно предпринять, чтобы из него выйти




Дмитрий Медведев советует оптимистам не давать чересчур радужных прогнозов и по-прежнему надеется, что идеи Москвы о создании новой финансовой системы будут услышаны на Западе. Об этом он рассказал перед началом Санкт-Петербургского экономического форума газете "КоммерсантЪ".

"Я же считаю, что время оптимистических оценок пока не наступило. Хотя некоторые тенденции в мировой финансовой и экономической системе свидетельствуют о том, что позитивные сигналы все-таки есть", - заявил президент. По его мнению, у России и всего мира есть несколько моделей выхода из кризиса. "Первая заключается в том, что мы будем выходить из кризиса так же, как в него попали, - резко. То есть по букве V. Второй вариант - выходить из кризиса будем по L-образному сценарию: очень медленно, ну, может быть, с некоторым повышающимся трендом. И, наконец, самый пессимистический, заключающийся в том, что новая рецессия впереди и весь мир еще ждет дубль V, или W, или три V и так далее. В любом случае мне кажется, что тот сценарий кризиса, который в настоящий момент реализуется, далеко не худший из тех, что мы прогнозировали в конце прошлого - начале нынешнего года", - пояснил Медведев.

Говоря о причинах кризиса, президент отметил, что одной из них стало несовершенство мировой финансовой системы, которая сформировалась полвека назад "под другие цели" и "при наличии другого количества глобальных игроков". В этой связи Дмитрий Медведев вернулся к собственной идее создания обновленной финансовой системы, в которой развивающимся странам вроде России и Китая будет уделяться больше внимания.

Россия, по мнению главы государства, также встретила кризис неподготовленной. "Было ощущение, что рост будет продолжаться всегда. При этом вроде все большие экономисты, все понимают, что рыночная экономика циклична и после роста всегда наступает спад. Но то, что он будет таким быстрым, мощным, тяжелым, многих застало врасплох, - пояснил Медведев. - Элита не только в нашей стране, во всем мире оказалась не до конца к этому готова, я имею в виду и чиновников, и бизнес-комьюнити. Но элита на то и элита, чтобы быстро обучаться".

Тех же, кто учиться не захочет, президент пообещал побыстрее сменить: "Мы не можем в нынешней сложнейшей ситуации давать время на разогрев. Кто быстро вписался, тот молодец. А кто не может, ну, тогда есть смысл поискать другую работу. Говорю, конечно, о начальниках, о тех, кто принимает решения".

Что касается идеи обновления мировой финансовой системы, то она была представлена российским лидером мировому сообществу на весеннем "антикризисном" саммите G20 в Лондоне. С тех пор позиция Москвы по этому вопросу практически не изменилась. По словам Медведева, точку зрения нашей страны разделяют и "партнеры из Европы, США, Азиатского региона, Латинской Америки". Все они, пояснил президент, высказываются за "более справедливое финансовое устройство, более эффективные правила игры, более четкий, более прозрачный статус международных финансовых институтов, таких как МВФ и Всемирный банк, может быть, создание новых институтов".

Что касается роли России в будущем финансовом миропорядке, то наша страна, как считает Медведев, может предложить миру свою валюту в качестве еще одной резервной. "Резервы в рублях уже делаются. И, на мой взгляд, основной толчок перехода к рублю в качестве резервной валюты может быть осуществлен в том случае, когда расчеты за наши базовые товары будут осуществляться в рублях. Прежде всего, за энергоносители. Как только энергетические биржи начнут работать за рубли, мы сможем говорить о серьезном продвижении в реализации этой задач", - пояснил президент.

Глава государства, несмотря на столь серьезные заявления, отметил, что "недоволен" структурой российской экономики, диверсификация которой, по его словам, так и не была проведена. "Однобокая структура нашей экономики как раз и выражена в тех цифрах, которые мы сегодня имеем. Конечно, падение ВВП значительное. За январь - апрель этого года оно почти 10%. Индекс промышленного производства почти на 15% упал, инвестиции в основной капитал - на пятнадцать с лишним процентов. Совершенно очевидно, что это следствие искривленной структуры нашей экономики. А также быстрого оттока спекулятивного капитала", - сказал он. И при всей уверенности в том, что Россия все же выйдет из этого кризиса, Медведев опасается, что, если российская экономика не будет модифицирована, через пять - семь лет "это все может повториться".

Еще одно интересное замечание было сделано президентом по поводу активно создаваемых в последние годы госкорпораций. По его мнению, они не будут использоваться "в качестве локомотивов нашей экономики". "Я не думаю, что это правильный метод реформирования нашей экономической структуры. По отдельным направлениям действительно мы решили использовать государственные корпорации. Но их жизнь должна быть конечна", - сообщил Медведев, добавив, что большинство госкорпораций будут впоследствии акционированы. Это, впрочем, не касается возглавляемого Сергеем Кириенко "Росатома" - он останется государственным, "ввиду специфики работы в атомной промышленности".

Выбор читателей