Четверть экономики ушла в тень

Российские предприятия предпочитают использовать черные и серые схемы в сложных экономических условиях. До кризиса, напротив, бизнес активно выбирался из сумрака




Около четверти экономики в российских регионах находится в теневой зоне. Такова оценка Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Об этом на пресс-конференции во Владивостоке сообщил заместитель руководителя Росстата Александр Суринов.

Он пояснил, что существует три разновидности экономики, которые не поддаются оценке прямыми методами. Первая - это незаконная деятельность, к которой относятся проституция, торговля наркотиками и оружием, контрабанда и т.д. Вторая представляет из себя скрытое производство, при котором предприятия изготавливают законные товары и услуги, но скрывают объемы и доходы, чтобы уйти от налогов. И третья разновидность - это когда граждане создают товары и услуги, не регистрируясь как предприниматели. Все это относится к теневой экономике, которую Росстат называет "ненаблюдаемой".

Незаконная деятельность не поддается никаким оценкам. А два других "ненаблюдаемых" вида статистика старается учитывать. "По нашим оценкам, доля теневой экономики в регионах составляет 20% - 25% валового регионального продукта. Но в условиях кризиса эта цифра стала увеличиваться. Предприятия и ПБОЮЛ уходят от белых схем в сторону черных и серых. Хотя до кризиса мы имели тенденцию к выходу экономики России из тени, например, алкогольный бизнес стал почти полностью прозрачен. Сейчас, к сожалению, ситуация ухудшается", - сказал Суринов.

По мнению экспертов, виной всему - пресловутый кризис. Как сообщил вчера на пресс-конференции в Екатеринбурге председатель комитета по промышленной и аграрной политике областной Думы Владимир Машков, в нынешней ситуации банки вынуждают предприятия уходить в теневой оборот, серую экономику, занимать деньги у аферистов. Причина в отказах банков выдавать кредиты или же заемы под огромные проценты, которые просто губят бизнес.

По словам Машкова кризис похоронил недавно наметившуюся тенденцию выхода бизнеса из тени. Пытаясь выжить, никто не протестует против серых схем.

Выбор читателей