Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Тем самым Владимир Путин попытался максимально сгладить эффект от разгоревшейся накануне дискуссии между вице-премьером Игорем Шуваловым и помощником президента Аркадием Дворковичем. На прошлой неделе эти господа не сошлись во мнениях по части перспектив выхода России из кризиса.
Напомним, выступая на прошлой неделе с отчетом перед депутатами Государственной думы (вместо Путина), Игорь Шувалов заявил, что Россия преодолела дно кризиса , и экономика вновь начинает набирать обороты. "Учитывая последние данные, которые мы получаем, о том, что самый худший период падения позади, что мы теперь наблюдаем определенный рост промышленности, в целом в экономике - а антикризисный план был связан с тем, чтобы предотвратить глубокое падение и обеспечить постепенный рост, - мы считаем, что задачи, которые были поставлены этим планом, выполняются", - заявил Шувалов в Госдуме.
В то же время оптимизм вице-премьера не нашел понимания со стороны президентской команды. Выступая на брифинге в минувший четверг, помощник президента Аркадий Дворкович дал понять, что говорить о преодолении нижней точки кризиса преждевременно. "Мы понимаем, что риски все еще велики, и это пока еще не устойчивый тренд роста. Успокаиваться, очевидно, рано. Неопределенности и риски очень высоки как в этом, так и в следующем году, поэтому говорить, что мы оттолкнулись и уже устойчиво растем, оснований нет", - заметил Дворкович. Многим эти слова показались удивительными, так как в начале года помощник президента считался едва ли не единственным оптимистом среди высших российских чиновников.
Сменить оптимизм на умеренный скепсис Аркадия Дворковича, по всей видимости, заставила позиция его непосредственного начальника - президента РФ Дмитрия Медведева. Последний, как известно, проявляет завидную сдержанность в оценках ситуации в мировой и российской экономиках. По мнению президента, "мы пока не имеем права ни внутри страны, ни на международной арене говорить о том, что кризис преодолен. Есть разные сценарии, в том числе о том, что будет вторая ударная волна кризиса".
Видимо, именно эта позиция главы государства и легла в основу последних высказываний его помощника. По словам Дворковича, отмеченный рост экономики обеспечен вливанием государственных средств, при том что никакого изменения модели экономики, как в России, так и во всем мире не произошло. Улучшение ситуации на сырьевых и финансовых рынках, а также небольшой рост ВВП, по мнению помощника президента, еще не дает оснований для далеко идущих выводов. "Это позитивный сигнал, но - повторю слова президента - несмотря на то что мы видим подобные сигналы, они говорят об относительной эффективности действий, которые предпринимали все страны, включая и Россию, мы понимаем, что риски все еще велики", - заявил Дворкович.
Разгоревшаяся дискуссия привлекла к себе повышенное внимание экспертов. Их удивил тот факт, что ранее столь существенных противоречий в позициях правительства и президентской команды не возникало. Это привело к тому, что у некоторых аналитиков обострившиеся противоречия начали вызвать сомнения в прочности и устойчивости властного тандема.
И все же говорить о серьезных угрозах тандему на основании расхождения во взглядах его участников на происходящее в экономике преждевременно. По крайней мере, на данном этапе. Возникшая коллизия без всякого сомнения объясняется разницей во взглядах представителей двух команд на состояние экономики. Не секрет, что значительную роль в окружении премьера играют представители сырьевой и финансовой ветвей. С точки зрения сырьевых и финансовых рынков, перелом тренда действительно произошел. На этом фоне активное поддержание оптимистических настроений будет и дальше способствовать укреплению этих рынков. Следовательно, в экспортно-сырьевой парадигме российской экономики восторги относительно происходящего выглядят вполне оправданными.
Сваливания мировых нефтяных цен к уровням начала года ждать уже не приходится. А это значит, что в рамках сырьевой экономической модели разворот кризисного тренда действительно произошел. И это весьма четко подтвердил Владимир Путин в ходе своего выступления в Сочи. "Конечно, трудно прогнозировать, какие цены в какие сроки будут. Некоторым кажется, что это невозможно. Но это не так, - пояснил премьер. - Это возможно. Достаточно взять наблюдения за колебанием этих цен на мировых рынках за длительный период. Эти наблюдения в течение десятилетий проводятся. И там все ясно и понятно".
В то же время, правы и представители президентского крыла. Нынешнее состояние экономики не позволяет делать выводов о путях ее дальнейшего развития с точки зрения кардинальных изменений ее устройства. С каждым днем становится все более очевидным, что, несмотря на разговоры о необходимости перемен, в мире воспроизводится прежняя экономическая модель лишь с незначительными изменениями.
В то же время позиция, заявленная командой Дмитрия Медведева, а также всеми к ней примкнувшими, строится на реформировании как мировой, так и российской экономической модели. Произойдет ли такое реформирование или мировая экономика выздоровеет и заживет как прежде – сказать сложно. Идея глобальных перемен по-прежнему видится весьма абстрактной и трудно реализуемой. Однако при этом она играет важную роль, заполняя собой опустошенные кризисом человеческие умы. И уже одно только это может говорить о ее величайшей ценности.
По всей видимости, это прекрасно понимает и Владимир Путин, поспешивший сгладить обострившиеся противоречия. Не удивительно, что параллельно с демонстрацией уверенности в нефтяных ценах и улучшении мировой конъюнктуры, премьер говорил о недопустимости двигаться дальше, "полагаясь лишь на попутный ветер мировой экономики". "Сейчас крайне важно продолжить работу над решением системных проблем, породивших кризис. Мы обязаны извлечь для себя самые серьезные уроки", - многозначительно заявил Владимир Путин.
Таким образом, разговоры о наметившихся расхождениях во взглядах президентской и премьерской команд, как о расколе великого российского тандема, вряд ли близки к истине. По крайней мере, если такой раскол и наметится, то вряд ли причиной тому станут споры о том, прошла ли экономика нижнюю точку падения или нет. Что же до самих противоречий, то они объясняются, скорее, глубокими различиями между истинной и мнимой сущностями российской экономики, при которых одни и те же события могут толковаться по-разному.
Украинцы нашли способ вступить в союз
Политик ведет себя неприемлемо