Саакашвили устроил грузинам "проверку на вшивость"

Президенты приходят и уходят, а Михаил Саакашвили принадлежит к категории политиков, способных угробить себя без посторонней помощи. Главное – не мешать естественному ходу событий


ФОТО: vesti.ru



Снос мемориала воинской славы в Кутаиси можно рассматривать как символ преступной суетливости грузинского руководства. Некорректные решения принимают власти многих стран, и от несчастных случаев не застрахован никто, но затеять снос памятника героям войны за четыре месяца до празднования 65-летия Победы и создать ситуацию, в которой плановый демонтаж оборачивается гибелью не причастных к этой операции людей, – это надо суметь.

Девятнадцатого декабря во время подрыва мемориала воинской славы в Кутаиси погибли местная жительница Эка Джинчарадзе и ее восьмилетняя дочь Нино. Еще три человека были доставлены в местную больницу с серьезными травмами. Президент Саакашвили, прервав визит в Копенгаген, срочно вернулся в Грузию, провел чрезвычайное совещание с руководством правоохранительных органов и представителями региональной администрации и отправил в отставку губернатора Имерети Михаила Чоговадзе. Было заведено уголовное дело по статье о халатности, приведшей к тяжким последствиям. Задержан технический директор компании "Сакпеткмрецви", занимавшейся взрывными работами. Третий день идут допросы всех причастных к разрушению памятника.

По официальной версии, причиной трагедии стали ошибки подрывников, и это объяснение очень похоже на правду. Потому что подрыв монумента производился в спешке. Изначально его планировали взорвать 21 декабря, приурочив ко дню рождения Михаила Саакашвили. Ожидалось, что президент должен был приехать в Кутаиси и лично заложить первый камень в основание здания парламентского центра, который планируется построить на месте снесенного памятника.

Затевая переселение парламента, Саакашвили ссылался на необходимость развивать инфраструктуру Кутаиси, создавать новые рабочие места и прочее. В сентябре парламент принял решение о переносе в Кутаиси работы главного законодательного органа страны, а мэрия города постановила строить новое здание парламента именно на том месте, где стоял мемориал славы. Таким образом, "замаранной" оказалась вся вертикаль – от высшей государственной до местной власти.

В Грузии нашлись люди, громко осудившие "государственный вандализм". Звучали призывы "объединиться и остановить разрушение мемориала", проводились акции протеста, но они были малочисленны. Серьезных попыток помешать уничтожению мемориала не предпринималось. Пока рабочие сверлили дыры для закладки взрывчатки, лидеры оппозиции упражнялись в красноречии. А общество молчало. Массовый сбор на акцию протеста был назначен на 21 декабря, то есть на тот день, когда памятник собирались взорвать, когда уже нельзя ничего изменить. Роли были распределены предельно ясно: власть решает, подрывники взрывают, оппозиция протестует, народ безмолвствует, и все довольны.

Но власти передумали, приказали взорвать памятник на два дня раньше, и эта спешка обернулась трагедией. Теперь лидеры оппозиции призывают людей выйти на улицы не только для того, чтобы протестовать против уничтожения мемориала воинской славы, но и для того, чтобы потребовать наказания руководителей МВД, ответственных за обеспечение безопасности людей. Судя по репортажам из Кутаиси, жители города скорее подавлены, нежели возмущены происшедшим, но, если оппозиция обеспечит прибытие в город своих сторонников из других регионов, акция протеста может получить достаточно громкой. И практически бессмысленной.

Игра уже сделана. Мемориал взорван. Причем подготовка к его уничтожению проходила на фоне заседания Генеральной ассамблеи ООН, принявшей 18 декабря резолюцию, осуждающую "непрекращающиеся попытки осквернения и разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны". Делегация Грузии воздержалась от голосования по этой резолюции: идти на прямую конфронтацию с международным сообществом официальный Тбилиси не хочет.

После событий в Кутаиси постоянный представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин обрушился на Саакашвили всю мощь своего темперамента. По его словам, Саакашвили "исповедует фашистские взгляды" и, по сути, является членом "нацистского интернационала", формирующегося сегодня в мире. Речь здесь идет не только о дружеских связях президента Грузии с Виктором Ющенко, известного своей слабостью к УНА-УНСО*, Бандере и прочим Шухевичам. Сегодня одним из советников Саакашвили является Март Лаар, бывший премьер-министр Эстонии – историк, целенаправленно занимающийся прославлением эстонского легиона СС, и лидер партия "Союз отечества", известной своим активным участием в сносе Бронзового солдата в Таллине.

Но Грузия – не Эстония. В Таллине демонтировали и переносили памятник "советским оккупантам", а в Кутаиси камня на камне не оставили от мемориала своим же грузинам, воевавшим в составе Красной армии. Из Грузии на фронт ушли более 700 тысяч человек, и около половины из них не вернулись домой.

Российский МИД сделал в связи с разрушением памятника специальное заявление, депутаты Госдумы выразили свое возмущение. Россия не собирается вмешиваться во внутренние дела Грузии, но и молчать не будет. Потому что у нее есть право формировать свое отношение к тому, что происходит в соседнем государстве, и право громко говорить об этом, влияя на мировое общественное мнение.

Ничего другого не надо. Президенты приходят и уходят, а Михаил Саакашвили принадлежит к категории политиков, способных угробить себя без посторонней помощи. Главное – не мешать естественному ходу событий.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей