Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Ангела Меркель. ФОТО: AP |
Евросоюз пребывает в растерянности: как быть с нарушителями финансовой дисциплины (в этом плане Грецию "догоняют" Испания, Португалия и Ирландия), и главное – как спасать евро? Вариантов, надо сказать, немного. Можно подкинуть денег Афинам на латание бюджетных дыр, но сделать это запрещают правила европейского валютного союза. Да и потенциальные доноры – Германия и Франция – не изъявляют особого желания помогать залезшей в долги Греции. Можно перепродать долги Греции Международному валютному фонду, как это было сделано с долгами Латвии. Но это повлечет нежелательное усиление влияния МВФ на европейскую экономику (МВФ в Европе недолюбливают за то, что за его спиной всегда маячат США). Можно оставить все как есть и поверить греческому правительству, заявляющему, что оно само справится с ситуацией. В этом случае велик риск спекулятивных атак и обрушения европейской валюты, не говоря уже о возможности дефолта Греции.
Печальнее всего то, что Евросоюз никак не может наказать Грецию, чтобы другим неповадно было так раздувать бюджетные дефициты. Точнее, у Европейского валютного союза есть один потенциально карающий документ – Пакт стабильности. Он предусматривает штрафы за превышение 3%-го лимита бюджетного дефицита. Однако на деле этот механизм так ни разу и не сработал, ибо в то время, когда он проходил "обкатку", излишний дефицит обнаружился в казнах Германии и Франции. Штрафовать их тогда никто не решился, и это послужило дурным прецедентом – санкции остались лишь в теории. В условиях глобального кризиса, когда дефицита менее 3% ВВП не осталось практически ни у кого, о Пакте деликатно забыли. Но проблема соблюдения бюджетной дисциплины никуда не делась.
И вот, по данным издания Handelsblatt, Министерство финансов Германии ухватилось за идею Томаса Майера о создании Европейского валютного фонда. Немецкий экономист выдвинул ее от безысходности – наблюдая за тем, как еврозона приближается к краху и ни Еврокомиссия, ни ЕЦБ не в состоянии взять ситуацию под контроль. Майер решил, что не нужно изобретать антикризисный велосипед, когда в международной практике есть образец эффективной финансовой организации – МВФ. Его решения не всегда оптимальны, однако лучшего пока не придумали. Так почему бы не создать валютный фонд в масштабах еврозоны?
При этом одной из целей создания такого фонда будет ограничение влияния в Европе МВФ. По мнению Майера, стратегия выхода Европы из кризиса должна разрабатываться в Брюсселе, а не в Вашингтоне. "Степень нашей внутренней интегрированности с Грецией настолько велика, что мы не хотим, чтобы американцы или китайцы принимали участие в разработке кредитной политики и мер по управлению кризисом", – сказал немецкий экономист в интервью газете Die Welt. Видимо, такой посыл в духе концепции "Европы-крепости" пришелся особенно по сердцу Берлину. Создавая ЕВФ, можно убить сразу двух зайцев: обуздать бюджетный кризис на юге Европы и уменьшить влияние США (которое оказывается через МВФ) на финансовую систему стран ЕС.
Впрочем, пока не известно, найдет ли идея создания ЕВФ поддержку у других стран Евросоюза. Конечно, никто не прочь иметь под боком антикризисного спасателя с тугим кошельком. Но вряд ли всем понравится широта его полномочий и возможность применения санкций к нарушителям бюджетной дисциплины. Более того, ЕВФ станет шагом на пути создания "экономического правительства" ЕС, о необходимости которого давно говорят в Берлине. До сих пор подобные инициативы встречали сопротивление членов ЕС, поскольку они подразумевают окончательное лишение национальных правительств возможности проводить самостоятельную экономическую политику (точнее, политику неконтролируемого расходования бюджетных средств).
Тем не менее может так получиться, что нынешний кризис еврозоны существенно продвинет интеграцию стран ЕС. Если с подачи Германии все же удастся воплотить идеи Томаса Майера, это будет наиболее значимый успех в евроинтеграции со времен введения евро.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт