Илья Резник: "Работа дает молодость"

Легендарный творческий дуэт Раймонд Паулс - Илья Резник возвращается на большую сцену. Мэтры намерены показать молодым авторам, как нужно писать песни. В интервью "Yтру" поэт-песенник раскрыл сразу несколько рецептов




После долгого молчания легендарный творческий дуэт поэта-песенника Ильи Резника и композитора Раймонда Паулса возвращается на большую сцену. Создатели советских хитов "Маэстро", "Вернисаж", "Миллион алых роз", "Эй, вы, там, наверху", "Еще не вечер", "Чарли" и многих других собираются показать молодым авторам, как нужно писать тексты и музыку. Они уже создали полтора десятка новых песен для звезд российской эстрады и останавливаться на этом не собираются. Накануне большого концерта под названием "Два маэстро. Возвращение легенды", который пройдет в "Крокус Сити Холл", корреспондент "Yтра" встретилась с Ильей Резником, чтобы задать ему несколько вопросов.

"Yтро": Почему вы решили воссоздать "союз двух маэстро"?

Илья Резник: Я устал слушать то, что звучит в эфире. Позвонил Раймонду Паулсу и сказал: "Давай тряхнем стариной, покажем мастер-класс молодым и докажем, что есть еще порох в пороховницах". Он с удовольствием откликнулся на мое предложение, и мы начали работу. Три раза за полгода я был в Риге, мы встречались у рояля, как в старые добрые времена. Это было очень трогательно.

"Y": Как вам работается с Раймондом Паулсом?

И.Р.: Я очень люблю Раймонда Паулса. Он мой главный композитор, потому что его музыка проникает в душу. С этой музыкой я выдыхаю стихи, которые очень органично сплетаются с ней. Я не буду хвастаться, но за время моего отсутствия в творчестве Паулса была всего одна популярная песня - "Я вышла на Пикадилли". Это не говорит о том, что он писал с бездарными поэтами. Наоборот, это были очень талантливые люди, но они шли с Раймондом параллельными дорожками, поэтому их песни не стали известными. У нас же с Раймондом происходит слияние - эмоциональное, творческое, музыкальное, поэтическое. С ним работать очень интересно.

"Y": Сколько песен вы уже написали совместно с Раймондом Паулсом?

И.Р.: Я никогда не считал общее количество за всю историю нашего сотрудничества, но могу сказать, что для Аллы мы написали восемь песен, для Валерия Леонтьева около десяти, для Лаймы больше десяти. Кроме этого, были песни для Сони Ротару, для Рената Ибрагимова и других.

За последние полгода мы написали 16 абсолютно новых композиций, из которых десять будут звучать на концерте 16 апреля. Например, Тамара Гвердцители исполнит очень большую десятиминутную музыкально-поэтическую композицию, которая называется "Мой Париж. Четыре времени любви". Маша Распутина будет петь нашу новую песню "Дай мне надежду". Борис Моисеев выступит с песней "Я отстал от стаи". Очень красивую композицию исполнит Таисия Повалий. Кроме того, будет очень интересный дебют - Владимир Александрович, бас-баритон, оперный певец с международной биографией. Мне он очень напоминает Георга Отса. Помимо новых сочинений на концерте прозвучат наши старые песни в исполнении Тани Булановой, Валеры Леонтьева. Для Филиппа Киркорова я написал новую версию "Без меня тебе, любимый мой". Он будет петь "Без меня тебе, любимая". Это будет большой концерт, разнообразный, серьезный и насыщенный эмоционально.

"Y": Есть ли на российской эстраде исполнители, для которых вы бы хотели написать песню?

И.Р.: Понимаете, если кто-то хочет, чтобы я написал ему песню, он может мне позвонить. У меня телефон не секретный. Не буду я сам никому звонить и говорить: "О, я тебе сейчас напишу песню, ночей не буду спать, ты будешь еще знаменитее".

В свое время Вовка Пресняков мне позвонил и сказал: "Дядя Илюша, я хочу с вами написать песню". Я ответил: "Давай". И мы написали "Стюардессу", "Странника", "Домик в океане", "Между нами стена". Я считаю, должен быть обоюдный интерес. Сейчас многие молодые сами пишут или у них доморощенные авторы, которые считают, что поэзии не должно быть. Они же в каждой второй песне улетают на небо: "встретимся на небе, прощаемся на небе, полетим, отпусти". Или пять лет поют одну и ту же песню: "Привет, привет". Не о чем говорить.

"Y": А рэп вы не считаете музыкой?

И.Р.: Рэп - это не музыка, это ритмизованные стихи.

"Y": То есть для вас они не обладают ценностью?

И.Р.: Ценностью обладают стихи сами по себе, а не потому что они рэп, романс или еще что-то. В какую форму стихи облечены - это уже второй вопрос. В рэпе перемешаны ритмы. Я в этих скороговорках ничего не понимаю. Иногда вспоминаешь акынов, которые поют о том, что видят и слышат: что случилось на кухне, на какой я был тусовке...

"Y": Каков рецепт хорошей песни? Многие считают, что главное - это запоминающийся припев, а текст не важен и даже не нужен?

И.Р.: Это говорят те, кто не умеет писать. Ну вот пел Крылов "Дева-дева-дева-девочка моя". Кто помнит об этом? Когда артист поет, повторяя одно и то же слово, получаются песни-времянки. Надо обратиться к историческому опыту. В песнях 60 - 80-х и даже 90-х годов есть смысл, есть душа. А штукари пишут: "Люби меня, как я тебя… Любовь бывает, любовь проходит… Любовь-морковь" и так далее. Поют и считают, что это хиты. Я даже слово это не люблю - хиты.

"Y": Почему не любите?

И.Р.: Не знаю.

"Y": Это что-то временное, по-вашему?

И.Р.: Нет, не временное. Я тоже пишу хиты (смеется). У меня даже есть шутка. Когда мы с Шурой Броневицким писали песни, "Край березовый", например, я его спросил: "Ты знаешь, что такое бронхит?" Он ответил: "Заболевание". Я: "Нет, это хит, написанный Броневицким".

"Y": Как рождается песня? Что вас вдохновляет? Вы подбираете рифму?

И.Р.: Я никогда не подбираю рифму. Не знаю, как это происходит. Как у художников - они рисуют и все. Есть одинаковые кисти, краски, палитры. Один художник бездарный, другой - гений. И как у них это происходит?

"Y": У современных художников главное - концепция.

И.Р.: Один мой знакомый, очень хороший художник, называет концептуалистов шпаной. Неумение рисовать, неумение видеть образ и передать человеческий лик приводит к придумыванию концепций. Даже музеи специальные открываются. А король-то голый!

Это игра такая. И есть правила игры. Как в моде: манекенщицы должны быть тощие и ноги у них кривые. На самом деле это уродство. Ходят на длинных кривых ногах какие-то вешалки. Есть кутюрье, которые женское тело не любят. Они любят друг друга.

"Y": Чем отличается советское время от нынешнего с точки зрения музыкального рынка?

И.Р.: В советское время были худсоветы, которые я ненавидел. Но эти худсоветы не пропускали пошлость, бездарность, дешевку. Это было очень сложное сито, через которое трудно пройти. Но если это была "Песня года", то это была песня года. Приходили мешки писем от слушателей. Песни, которые звучали в "Песне года", были любимы народом. Только две - три проходили по звонку из горкома.

Сейчас, конечно, нет никаких худсоветов. Есть владельцы телеканалов и радиостанций, которые диктуют форматы, поэтому идет безудержный поток, в котором даже талантливая песня может затеряться.

"Y": Кто из музыкантов "старой гвардии" входит в число ваших друзей?

И.Р.: Друзья - это очень серьезное слово. Товарищи, попутчики, приятели - это да. А с друзьями засада, я вам скажу. Как сказал один поэт, дружба - понятие круглосуточное.

"Y": Но они у вас есть?

И.Р.: Это моя жена, в первую очередь. Она умница, очень мне помогает.

"Y": К вопросу о семье: чем занимаются ваши дети? Чему вы их научили, а чему научить не смогли?

И.Р.: Кто чем. В основном, они работают в творческом направлении. Я их ничему не учил, но отец для них пример. Поэтому они все скромные и очень работоспособные.

"Y": Правда ли, что Путин подарил вам часы?

И.Р.: И не только часы. Еще у меня есть кинжал от него. Когда мы ездили в Чечню, Путин встречался с военнослужащими, а я выступал в госпиталях. Я ношу эти часы каждый день, они мой амулет. А кинжал висит в кабинете, так что это моя защита.

"Y": Есть ли у вас рецепт молодости? Что вам помогает столько работать?

И.Р.: Вот вы сами и ответили на вопрос – работа дает молодость. И, конечно, любимый человек, который с тобой рядом. Отсутствие зависти. Оптимизм и доброжелательность к людям. И, конечно, мои образы, мои стихи, песни, сонеты, молитвы. Господь дает мне силы, темы, образы. И надо заниматься спортом. Я много плаваю. Кроме того, я не пью и не курю. Вот и рецепт.

Выбор читателей