Кузбасс готовит сюрпризы

Митинги шахтеров и мутная история с "вымогательством" у шахтерских вдов вряд ли понравились Кремлю и могут иметь далеко идущие последствия


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Ситуация в Кемеровской области, сложившаяся после трагедии на шахте "Распадская" и последовавших за ней выступлений шахтеров в Междуреченске, остается напряженной.

После взрывов на "Распадской" в Междуреченске прошли массовые акции протеста: шахтеры выступали против тяжелых условий и несправедливой оплаты труда. По словам горняков, они вынуждены идти на нарушения мер безопасности, чтобы заработать более-менее приличные деньги. После состоявшегося в Междуреченске митинга несколько сотен жителей города перекрыли железнодорожную магистраль Новокузнецк – Абакан, вступив в противостояние с пытавшимся воспрепятствовать этому ОМОНом.

Такого в стране не случалось давно. О серьезности событий свидетельствует довольно нервная реакция на случившееся губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. Глава региона заявил, что беспорядки в городе устроили не шахтеры, а уголовники и безработные, не пояснив, однако, откуда их столько в Междуреченске. По мнению самих кузбассцев, такому количеству провокаторов и уголовников в небольшом шахтерском городе взяться просто неоткуда.

В понедельник ленты информагентств облетели данные о вымогательстве "гробовых" денег, выплаченных семьям погибших шахтеров, со стороны представителей местной ОПГ. Сигнал о попытке рэкета поступил не в прокуратуру, а на персональный сайт Амана Тулеева. Женщина, представившаяся вдовой погибшего шахтера, заявила об угрозах и вымогательстве со стороны могущественной ОПГ "Вокзальские", с которой местные правоохранительные органы не рискуют связываться. Реакция губернатора не заставила себя долго ждать: Тулеев провел срочное совещание, на котором приказал представителям правоохранительных органов обеспечить семьям погибших полную безопасность.

По другой информации, сотрудники милиции были закреплены за каждой пострадавшей семьей сразу после аварии, при этом никаких жалоб на вымогательство с их стороны в адрес милицейских кураторов не поступало.

С момента появления первых сообщений история с рэкетом семей горняков вызывала вопросы. Вряд ли серьезные преступные группировки могли быть причастны к происходящему. С одной стороны, вымогательство "гробовых" плохо вяжется с воровскими понятиями, с другой – история с гибелью шахтеров стала слишком публичной, чтобы в ней светиться. На подобные действия могли решится какие-то отморозки, но и это выглядело крайне сомнительным. В напоминающем растревоженный улей шахтерском городе это очевидно вышло бы для них боком.

Уже во вторник глава УВД по Кемеровской области генерал-лейтенант Александр Елин заявил, что письмо губернатору о вымогательстве – фальшивка.

История с письмом, не оборвись она так быстро, могла бы сыграть в пользу Тулеева. Она показала бы, что единственной силой в регионе, способной противостоять организованному криминалу, являются не правоохранительные органы, а губернатор, в адрес которого обращаются напуганные бандитами вдовы. Однако если такой замысел действительно имел место, то сейчас можно с уверенностью сказать, что он не удался. Почему это произошло, учитывая авторитет и политический вес кемеровского губернатора, – вопрос отдельный.

"Независимая газета" обращает внимание на еще один интересный момент. По сведениям издания, в понедельник, 24 мая в области произошло сразу два совещания: в Кемерове во главе с Тулеевым и в Новокузнецке – под началом одного из его замов. Последний якобы призывал всех сплотиться, чтобы не допустить масштабной проверки субъекта Федерации. "Поэтому, – пишет "НГ", – на всех этих мероприятиях местной общественности настойчиво предлагалось подписать письма в адрес главы МВД Рашида Нургалиева, генпрокурора Юрия Чайки и директора ФСБ Александра Бортникова. С одинаковым содержанием – мол, злодеи хотят взорвать Кузбасс, а за ним и всю Россию, повторив, по сути дела, сценарий конца 80-х – начала 90-х гг., приведший к развалу СССР. В письмах указывался и главный злодей – первый секретарь кемеровского обкома КПРФ и депутат Госдумы Нина Останина". Как сообщили "НГ" источники в КПРФ, "историю с письмом (о рэкетирах) в окружении Тулеева, скорее всего, действительно выдумали", дав понять, что практика создания таких информповодов в Кемерове достаточно распространена.

Бодания коммунистов с Тулеевым – история давняя. Сейчас противостояние вспыхнуло с новой силой. Во вторник депутаты от КПРФ провели акцию у входа в представительство Кемеровской области в Москве и заявили, что будут требовать отставки губернатора.

Акции, посвященные памяти погибших шахтеров, прошли в Москве, Владивостоке, Калининграде и Новокузнецке. При этом наряду с экономическими требованиями – об отмене сдельной оплаты труда и увеличении зарплаты шахтерам – звучали требования о создании комиссии Госдумы по расследованию причин трагедии, объявлении общенационального траура и об отставке губернатора Кемеровской области.

И все же говорить о том, что кресло под Тулеевым зашаталось, преждевременно. Решение о его политическом будущем будет приниматься на совсем других уровнях, откуда соответствующих сигналов до сих пор не поступало. Но это не означает, будто политическое небо над губернатором абсолютно безоблачно. Последние события – митинг шахтеров и странная история о вымогательстве – вряд ли понравились Кремлю. На 29 мая намечена всекузбасская акция протеста, и "сюрпризы" могут продолжиться.

Выбор читателей