Грузию готовят к большой зачистке

В последнее время Михаил Саакашвили проявляет удивительную даже для него активность. Судя по всему, он и дальше будет действовать, как бульдозер, пока его не остановит Вашингтон


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В последнее время президент Грузии проявляет удивительную даже для него активность. Количество продвигаемых им проектов потрясает: тут и конституционная реформа, и строительство Единого Кавказа, и Хартия о стратегическом партнерстве с США и НАТО. Михаил Саакашвили носится по миру, встречается с политиками, выступает на Генеральной ассамблее ООН, участвует в международных мероприятиях. Укрепляя единство Кавказа, он открыл границу для жителей северокавказских республик, противопоставив их остальным гражданам России. Помчался на инаугурацию президента Колумбии, забыв о том, что именно в эти дни в Грузии проходят траурные мероприятия в память о войне 2008 года. И даже поучаствовал в переговорах по натовскому транзиту в Афганистан.

Регулярно и с приличествующей таким случаям торжественностью Саакашвили принимает в Тбилиси высокопоставленных представителей зарубежных стран или проводит помпезные мероприятия, вроде открывшейся накануне "Недели НАТО в Грузии". И с тем же энтузиазмом выступает на подтанцовке у Лукашенко. Немалых сил требуют от грузинской власти дела судебные. Грузия судится в Международном арбитражном суде с представителями бизнеса, в Международном суде ООН – с Россией; на подходе – суд с собственной оппозицией в Международном уголовном суде. В рамках расследования "дела Альвиреза" о незаконных поставках оружия из Израиля в Грузию ФБР раскрыло серию коррупционных сделок с участием грузинских парламентариев и чиновников, с которыми тоже придется что-то делать. На этом фоне продолжаются разборки с ворами в законе, которые сгоряча пообещали "устроить в Грузии государственный переворот". Пока не подал в суд, но требует вернуть деньги находящийся в Лондоне Березовский.

Все больше напрягаются отношения с израильским бизнесом. Недавно в тбилисской тюрьме оказались два бизнесмена из Израиля. Еще во времена Шеварднадзе они получили эксклюзивное право на добычу и транзит нефти и газа по территории Грузии. Затем, после создания Корпорации нефти и газа Грузии, все их права были аннулированы. Бизнесмены подали иск в Международный арбитражный суд и выиграли дело. Теперь Грузия должна выплатить им неустойку в размере $100 миллионов. Тбилиси собирался оспорить это решение, и, хотя его шансы на успех были ничтожно малы, злополучные нефтяники – явно по чьему-то наущению – дали взятку чиновнику Минфина и теперь будут сидеть в грузинской тюрьме. Это не первый случай решения хозяйственных споров через помещение бизнесменов в тюремные камеры, где они становятся на удивление сговорчивыми и щедрыми.

В общем, работа кипит, и, если верить всему, что пишет о Грузии местная и зарубежная пресса, эта страна уже стала оплотом демократии, местом успешного проведения реформ, лучшим другом США, Польши и Белоруссии, форпостом против имперских амбиций России, центром консолидации Кавказа, государством, очистившимся от коррупции, и даже "главным центром логистики". Все эти достоинства проявляются еще и в том, что, требуя вывести российские войска с Кавказа, Грузия действует исключительно в интересах России, "ради сохранения ее границ и территориальной целостности". А в заботе об экономическом процветании своего соседа решилась, по отмашке США, открыть для Москвы двери в ВТО.

Эти "дружественные шаги" не мешают Тбилиси перевооружать армию и поводить учения, готовясь к "новому российско-грузинскому конфликту". Однако США уже не поставляют Грузии оружия, чтобы не раздражать Россию. Разрушились под натиском ФБР и старые схемы поставок оружия через Израиль. Зато есть деньги. По итогам недавнего визита в США грузинского премьера Николоза Гилаури его пресс-служба сообщила, что "международные финансовые организации увеличат объемы денежных средств, предоставляемых Грузии". Не исключено, что в ответ на призыв госсекретаря Хиллари Клинтон "инвестировать в экономику Грузии" раскошелится и американский бизнес.

В общем, работа кипит на всех направлениях. Но главными событиями последних недель стали конституционная реформа, перераспределившая власть в пользу правительства и парламента, и выступление Саакашвили на Генеральной ассамблее ООН. Эти события буквально взорвали грузинскую оппозиции, усмотревшую в изменении конституции попытку президента остаться во власти, пересев в кресло премьера и учредив тем самым свое "монархическое правление". Столь же резко отреагировала оппозиция на речь Саакашвили в зале заседаний ООН, посвященную отчету об "огромных достижениях Грузии" в деле развития демократии, о росте экономики, сокращении бедности, успешно проведенных реформах и радужных перспективах, назвав все вышесказанное "бесстыдной ложью".

Второй темой выступления была презентация проекта "Единый Кавказ". Эта тема оппозицию не заинтересовала, но и Саакашвили обращался не к ней, а к международному сообществу, призывая его поддержать идею "создания на Евразийском перекрестке безопасного, развитого на демократических принципах регионального альянса". Фактически речь идет о превращения Грузии в "мост, связывающий российские республики Северного Кавказа с цивилизованным миром", об их отрыве от России и ее последующем выдавливании из этого "свободно и демократично развивающегося региона". Все это настолько очевидно, что даже политически ангажированные, но осведомленные о ситуации на Кавказе эксперты советуют Саакашвили перестать следовать указаниям "неблагоразумных голосов в Вашингтоне", а Западу предлагают "найти для Грузии какой-то новый дискурс", основанный не только на уважении к ее суверенитету, но и на понимании местных реалий.

Но, судя по тому, что происходит в последнее время, грузинский президент будет и дальше действовать, как бульдозер, пока его не остановит Вашингтон. Оппозиция пока выступает в роли статистов, и, несмотря на грозные заявления, надежды на то, что она добьется отставки Саакашвили во время очередных акций, которые должны начаться 7 ноября, практически нет. Какого-то результата можно ждать от назначенного на 25 ноября Всенародного собрания, но только в том случае, если его организаторам помогут США – и, судя по циркулирующим в Тбилиси слухам, такой вариант не исключен. На днях в интервью грузинской газете "Версия" об этом сказал Валерий Гелбахиани, бывший членом команды претендовавшего на пост президента Бадри Патаркацишвили и вместе с ним обвиненный в организации заговора с целью свержения государственного строя.

По словам этого находящегося в международном розыске заговорщика, "США уже дали России гарантию скорого ухода Саакашвили". Цена вопроса – досрочные парламентские выборы, проведения которых, как утверждает Гелбахиани, потребуют от грузинского президента в Вашингтоне. И неутихающие уличные протесты могут стать дополнительным аргументом, который Обама предъявит Саакашвили в ходе их назначенной на декабрь встречи. Но пока не понятно, куда может уйти Саакашвили. Судя по недавним изменениям в конституции, идти нужно в премьеры, а это именно то, чего опасается грузинская оппозиция. В то же время, откровения Гелбахиани, сообщившего, что после этого разговора оппозиционеры начнут получать финансовую поддержку из России, слишком похожи на провокацию. Лидеры оппозиции постоянно говорят о том, что ради сохранения власти может "спровоцировать общество на переворот и гражданскую войну, а потом обвинить во всем российскую агентуру".

Таким образом, на сегодня имеется три варианта. Либо оппозиция начнет свои акции и, не дождавшись результата, разойдется, как это уже не раз бывало. Либо ее спровоцируют на какие-то крайние действия и разгонят. Либо Саакашвили, наконец, покинет пост президента и уйдет на покой или пересядет в кресло премьера, а продвижением его затей займется кто-то другой. Главное, что при любом раскладе проекты останутся прежними, – и это единственное, что напрямую касается России.

Выбор читателей