Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В первую очередь дефицит коснется редких металлов, без которых невозможно производить ни солнечные батареи, ни ветряные генераторы, ни "зеленые" двигатели для автотранспорта. Такие вещества, как галлий, индий, селен, теллур и кремний необходимы для фотоэлектрических панелей. А для емких аккумуляторов, гибридных машинах нужны цинк, ванадий, литий и редкоземельные элементы. Без всех этих элементов инновационные производства остановятся. Даже привычные всем жидкокристаллические дисплеи исчезнут.
При этом список стран, добывающих эти все более полезные ископаемые весьма короток. Абсолютным лидером является Китай, кроме того экспортом занимаются Аргентина и Чили. "Сегодня мы оказались в ситуации тотальной зависимости от импорта", - рассказал геолог Джеймс Бернелл, представляющий Геологическую службу Колорадо. Любая из стран-экспортеров может в любой момент обрубить этот рынок, поставив под удар промышленность США, Японии и европейских стран. "Если для Третьей мировой войны понадобится повод, то дефицит ресурсов очень даже подойдет", - рассуждает Джеймс Бернелл.
Крупнейший поставщик редких ископаемых, Китай уже начинает пользоваться своим превосходством. Так, недавно из КНР поступило сообщение о снижении экспорта индия - элемента, необходимого для производства тех самых плоскопанельных дисплеев. Также Китай вскоре может приостановить экспорт неодима. Этот редкоземельный элемент используется в высокопрочных магнитах, которые устанавливают на ветрогенераторы нового поколения. Вместо того, чтобы "озеленять" энергетику других стран, поставляя ценнейший неодим, Китай предпочел строить свою собственную ветростанцию - энергетический центр с выходом около 330 гигаватт. "Для реализации этого проекта потребуется неодима больше, чем сейчас экспортирует Китай", - считает Бернелл.
От пересмотра экспортной политики уже страдает промышленность Японии."Если мы не изыщем возможности сами добывать необходимые элементы, нас ждет очень неприятное будущее", - полагает Ясуси Ватанабе, специалист японского Института георесурсов и проблем окружающей среды Цукубе. "Для производства всего лишь одного гибридного автомобиля Toyota Prius редкоземельных металлов нужно не менее 12 килограммов", - рассказал Джеймс Бернелл. Без собственной добычи ни один из современных технолидеров уже в ближайшие десятилетия не сможет тягаться с сырьевыми лидерами. К примеру, на литий, который поставляют в западный мир Чили и Аргентина сегодня замыкается практически все аккумуляторное производство. В большинстве устройств, которые нас окружают используются литиевые батареи.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету