Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Согласно участившимся утечкам информации, идея укрупнения регионов с созданием вместо них городских агломераций может быть озвучена президентом во время очередного ежегодного послания Федеральному Собранию. Если это действительно произойдет, не трудно догадаться, какие регионы окажутся в числе первых кандидатов на слияние.
В конце минувшей недели эту тему озвучили представители думской фракции ЛДПР. По мнению либерал-демократа Владимира Таскаева, территория Подмосковья в радиусе 100 км от столицы должна быть присоединена к городу, а остальное – передано соседним областям. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что его партия будет требовать объединения Москвы и Подмосковья на каждом заседании Госдумы. А активизация ЛДПР, стоит отметить, на пустом месте возникает крайне редко.
В советское время обособленность Московской области во многом объяснялась нахождением на ее территории секретных предприятий и объектов ПВО. Резкое изменение внешних условий сыграло с областью злую шутку. Когда в середине 1990-х в Москву потекли инвестиции, значительная часть Подмосковья продолжала оставаться в тяжелейшей ситуации. С закрытием предприятий, зачастую градообразующих, едва ли не единственным спасением для жителей стала работа в Москве. Все это сильно изменило положение дел с трудовыми ресурсами, многократно повысив их мобильность. Резкий рост маятниковой миграции стал одной из причин транспортных проблем в столице и области.
Но это далеко не единственная проблема московского региона. Серьезные опасения вызывает сохраняющаяся разбалансированность системы трудовых ресурсов. Многим из тех, чье место жительства оказалось в пределах транспортной доступности Москвы, повезло найти работу в столице. Гораздо худшим оказалось положение остального трудоспособного населения области. Отсутствие нормально работающей экономики сделало одним из способов получения доходов разворовывание и разбазаривание ресурсов – земли, леса, имущества предприятий и прочего. Все это привело к сращиванию коррумпированного чиновничества с криминальными структурами, получившему широкое распространение практически по всей территории Московской области.
Теоретически объединение Москвы и области могло бы решить почти все имеющиеся сегодня проблемы. Оно позволило бы создать единую схему управления регионом, привлечь инвестиции, слить и унифицировать системы транспортных и прочих коммуникаций. В пользу объединения говорит и относительно невысокая численность населения области (порядка двух миллионов человек). Значительная его часть компактно проживает в нескольких городах, находящихся на расстоянии не более 50 км от Москвы. В большинстве случаев это достаточно квалифицированные кадры, в прошлом занятые в науке и оборонной промышленности. Наличие такого потенциала могло бы стать хорошим стимулом для бурного развития объединенного региона.
Однако идея объединения имеет и вполне очевидные минусы. Серьезной проблемой остается низкая транспортная доступность областных окраин; не понятно, как быть с жителями отдаленных районов, вовлечь которых в идущие вокруг столицы экономические процессы довольно проблематично.
На этом фоне логичным кажется предложение ЛДПР присоединить к Москве лишь часть области в радиусе 100 км, а оставшиеся территории отдать соседям. Эта идея не нова, около двух лет назад она вбрасывалась на обсуждение рядом экспертов, близких к московским властям. Напомним, объединение столицы и области было одной из заветных целей администрации Лужкова, и присоединение к Москве наиболее развитых районов ближнего Подмосковья могло бы стать идеальной ее реализацией. Однако тогда объединение не могло произойти по объективным политическим причинам. Несмотря на очевидные доводы в пользу слияния, федеральный центр не мог допустить, чтобы вновь образованный суперрегион оказался под управлением плохо контролируемого Кремлем Лужкова.
Сегодня, с приходом нового мэра, ситуация коренным образом меняется. Сергей Собянин полностью отвечает требованиям федерального центра к руководителю вновь образованного региона. А это значит, что проект объединения, скорее всего, будет запущен в ближайшее время.
Показательное объединение Москвы и Подмосковья может рассматриваться в качестве пилотного проекта по пересмотру системы административного деления всей России. Федеральный центр вряд ли устраивает ситуация, складывающаяся сегодня в Московской области, а именно – экономическое отставание и финансовые скандалы. После объединения регион станет куда более управляемым и привлекательным для инвестиций.
Что касается сроков возможного объединения, есть основания полагать, что власти вряд ли будут ждать окончания полномочий нынешнего губернатора области в 2012 году. Надвигающийся большой выборный цикл заставит их действовать более оперативно. А это значит, что первые шаги в данном направлении могут быть предприняты уже в наступающем 2011 году.
Если говорить о формах возможного объединения, оно совсем не обязательно пойдет по сценарию, озвученному ЛДПР. "Распил" области между несколькими регионами будет крайне негативно воспринят населением. Бывшим жителям Подмосковья вряд ли понравится в одночасье стать обитателями окраин Тверской, Владимирской или Рязанской областей.
Поэтому объединение, скорее всего, будет носить характер плавной инфраструктурной и экономической экспансии Москвы на территорию области в ее нынешних естественных границах. На начальном этапе речь пойдет о создании единой агломерации с центром управления в Москве. Это приведет к тому, что в Подмосковье придут федеральные деньги и частные инвестиции, социальные льготы и пособия, будут построены новые дороги, жилые районы, предприятия. Сигналом к началу перемен могут стать заявления федеральных властей о переходе к системе городских агломераций. Учитывая, что ранее президент уже намекал на необходимость укрупнения регионов, первый шаг в этом направлении может быть сделан в скором будущем.
Американцы уверяют, что глава России бросил союзника в опасный момент
Политик ведет себя неприемлемо