Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
При разгоне Як-42 по взлетной полосе начал проявляться эффект подтормаживания. "Анализ показал, что тормозящая сила подобной величины может быть создана только при использовании системы торможения основных колес шасси, так как максимальная сила торможения колес передней стойки, которые используются для подтормаживания колес при уборке шасси, не превышает 100 килограммов/сил", - сообщил председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов.
Как установили специалисты, один из пилотов не просто жал на тормозные педали, а буквально упирался в них, вытягивая штурвал вверх. "Величина обжатия тормозных педалей не была постоянной, а увеличивалась с течением времени. Максимальная величина тормозящей силы составила примерно восемь тонн", - пояснил эксперт. Кто из пилотов допустил роковую ошибку, установить невозможно, добавил он.
Командир экипажа Андрей Соломенцев решил продолжить взлет, хотя скорость была на 20 км/ч ниже необходимой. При этом экипаж мог действовать несогласованно, отметил Морозов.
Сопутствующим фактором стало то, что второй пилот Игорь Жевелов употреблял запрещенный лекарственный препарат фенобарбитал, который замедляет реакцию. По словам Морозова, в последние годы летчик страдал от поражения нервов. "Нейропатический синдром проявляется, в том числе, в нарушении координации движений ног и контроле их пространственного положения", - пояснил Морозов.
В результате сразу после отрыва от земли самолет столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка. "Это вызвало повреждение конструкций левого крыла и могло дополнительно способствовать интенсивному кренению", - сказал председатель технической комиссии МАК, сообщив, что лайнер не успел подняться выше пяти - шести метров. После повреждения крыла самолет начал заваливаться набок и столкнулся с землей практически в перевернутом положении.
Экипаж Як-42 допустил и другие ошибки, отметили в МАК. В частности, во время стоянки в аэропорту "Туношна" пилоты не выполнили расчеты параметров взлета, как того требует летная инструкция. При этом, когда диспетчер запросил информацию о расчете взлета, Соломенцев ответил: "Рассчитано, сделано". Однако никаких данных он не озвучил. К тому же командир экипажа принял ошибочное решение о старте на номинальном режиме работы двигателей самолета.
Причиной просчетов экипажа стала его плохая подготовка, подчеркнули в МАК. Компания-владелец разбившегося самолета - "Як-Сервис" - не имела возможностей для безопасной эксплуатации лайнера. Пилоты Як-42 Андрей Соломенцев и Игорь Жевелов не имели достаточного количества часов налета на Як-42 после переучивания с Як-40, сообщил Морозов.
"После теоретического курса переучивания на Як-42 командиром воздушного судна предусмотренная документами летная программа в требуемом объеме выполнена не была. Тренажерная подготовка проводилась формально, с большими перерывами, что не способствовало приобретению устойчивых навыков пилотирования и управления самолетами Як-42", - заявил он. При этом, как отметили в МАК, оборудование кабины Як-40 заметно отличается от кабины Як-42, в частности, по расположению педали тормоза. "У обоих пилотов имел место негативный опыт переноса навыков при пилотировании самолетов Як-40 на Як-42", - подчеркнул представитель комитета.
Сам лайнер был абсолютно исправен, отметил Морозов. "Самолет Як-42 был исправлен при вылете из Ярославля. Отказов в работе самолета, двигателей и систем, в том числе тормозной системы, не выявлено. Пожара, взрывов и разрушения самолета до столкновения с препятствием и с землей не было", - заявил он.
Эксперты не обнаружили неисправностей в тормозной системе шасси. А вероятность того, что колеса при разгоне могли самопроизвольно подтормаживать, практически равна нулю. Не был включен и стояночный тормоз, о чем ранее сообщали СМИ.
По мнению специалистов МАК, экипаж не стал прекращать взлет из опасения возможного расследования. "Весь вопрос в том, что прекращение взлета сразу расследуется как предпосылка к авиационному происшествию, и оттуда будет вырисовываться... бортовой магнитофон, как экипаж готовился и все прочее. Это экипаж понимал четко", - сказал эксперт комитета, летчик-испытатель Рубен Есаян. Вместе с тем Алексей Морозов отметил, что никто не оказывал давления на пилотов.
Чтобы избежать повторения подобных трагедий, представители МАК предложили не считать авиационными происшествиями прерванный взлет. "Мы считаем одной из срочных мер запретить на всех уровнях контролирующих органов считать нарушениями те действия экипажа, которые крайне необходимы и являются обязательными и первостепенными для безопасности. К ним относятся прерванный взлет, уход на запасной аэродром и уход на второй круг и другие меры", - заявила глава ведомства Татьяна Анодина, подчеркнув, что главным для пилотов должно стать обеспечение безопасности.
Трагедия под Ярославлем
Як-42, на котором летел в Минск на хоккейный матч ярославский клуб "Локомотив", разбился 7 сентября. Из находившихся на борту 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжили только двое - бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Последний через несколько дней после крушения умер в больнице.
В середине октября МАК провел летный эксперимент на базе ЛИИ им. М.М. Громова с участием опытных летчиков-испытателей. Пилоты поднимали в воздух Як-42, аналогичный разбившемуся, соблюдая при этом все параметры рокового взлета 7 сентября.
Вскоре после проведения эксперимента в прессе появлялась информация, что виновником трагедии будет признан командир экипажа Андрей Соломенцев. Между тем родственники погибших пилотов уже заявили, что не согласны с этой версией и намерены инициировать новое расследование.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт