Путин посулил золотые горы

Уходящий премьер старался предстать перед депутатами в образе реалиста, делающего ставку на конкретные вещи. Получилось неубедительно: практические схемы реализации озвученных планов далеко не очевидны


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В среду Владимир Путин выступил в Государственной думе с отчетом о деятельности правительства за 2011 год. Впрочем, отчетом это можно назвать лишь отчасти. Перед депутатами выступал, скорее, не уходящий премьер, а будущий президент.

В отчетной части доклада основное внимание было уделено успешному преодолению кризиса и быстрым темпам восстановления экономики. "В начале 2012 года, как мы и планировали, российский ВВП превысил докризисный уровень; это значит, что наша экономика в полном объеме преодолела последствия спада 2008 и 2009 годов", – заявил премьер. По его словам, кризис "был колоссальный вызов для нашей страны. Если бы мы не сумели дать на него ответ, то не только обрушили бы экономику и социальную сферу, но и поставили под сомнение суверенитет, геополитическую состоятельность страны, надолго похоронили бы всякие идеи модернизации и развития".

Говоря о восстановлении экономики, глава правительства не без гордости отметил, что Россия демонстрирует самые высокие темпы роста экономики среди государств "восьмерки". По словам Путина, "позитивная динамика отмечается по всем ключевым показателям развития России", в то время как "в некоторых странах Европы, других регионах мира кризис перерос в хроническую форму, в затяжную рецессию и застойную безработицу, а бюджетный дефицит и банкротство государственных финансов стали настоящей удавкой для государств, теряющих сегодня право на суверенные решения". В подтверждение он привел следующие данные: государственный долг США превысил 100% ВВП в странах еврозоны этот показатель достиг почти 90%, а в России он находится на уровне ниже 10%.

В качестве еще одного довода в пользу успешности последних нескольких лет Путин привел показатели инфляции, которая за прошедшие четыре года снизилась с 13,3% до 6,1%. "Такого низкого уровня инфляции в новейшей истории России не было никогда", – констатировал премьер.

И все же, несмотря на в целом верные цифры, прозвучавшие в ходе выступления премьера, есть ощущение периодического жонглирования данными. Трудно сказать, исходило это от выступающего или стало результатом работы тех, кто готовил доклад, но некоторые пассажи из премьерского доклада резали слух довольно ощутимо. Так например, сравнивать темпы восстановления российской экономики и экономик стран ЕС совершенно бессмысленно ввиду кардинального отличия их по своей природе. Восстановление темпов роста российского ВВП проходило вследствие быстрого восстановления высоких нефтяных цен. И если для экспортирующей нефть и газ России это автоматически становилось возможностью улучшить ситуацию в экономике, то на прочие страны "восьмерки" удорожание энергоносителей оказывало прямо противоположенное воздействие. Несмотря на бесконечные заявления о модернизации и отхода от рентной модели экономики, за отчетный период не было сделано ничего, что реально могло бы повлиять на текущее положение дел. Невысокое значение показателей внешнего долга также довольно сложно отнести к абсолютным достижениям – это вовсе не свидетельствует о том, что страна способна развивать экономику своими силами, а говорит скорее о недостаточных внешних инвестициях.

Что касается инфляции, экспертам известно достаточно способов "правильного" ее исчисления с целью получения "красивых" цифр. На деле же наблюдается совершенно иная картина, включающую в себя растущие тарифы и стоимость топлива и энергоресурсов. А к концу лета неизбежно сыграет еще один инфляционный фактор – отложенный рост тарифов ЖКХ.

Одним словом, при всей внешней правильности путинских выкладок, отчетная часть выступления оставляет смешанные впечатления.

Программная часть, по всей видимости, также была призвана поразить воображение тех, кому была адресована. При этом, в отличие от Медведева, Путин старался предстать в образе реалиста, делающего ставку не на абстрактную модернизацию, а, скорее, на индустриализацию.

"По нашим оценкам, уже в ближайшие два – три года Россия войдет в число пяти крупнейших экономик мира", – заявил избранный президент. По его мнению, это будет осуществлено благодаря решению проблемы низкой производительности труда. Решить ее поможет "создание качественных рабочих мест – не менее 25 миллионов в ближайшие годы". "Наша стратегическая задача – запустить мотор постоянного обновления рабочих мест и экономики в целом", и с этой целью "нам нужно довести уровень инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году, а затем и до 30%". По словам Путина, "мы ставим перед собой задачу: в ближайшие годы сделать сто шагов вперед – с нынешнего 120-го подняться на 20-е место в мире по условиям для ведения бизнеса", и это "абсолютно реализуемая и реальная задача".

Что касается общего вектора развития на ближайшую перспективу, Путин предложил сосредоточиться на "вопросах, которые имеют стратегическое, принципиальное значение", связанных с российскими историческими перспективами. "В ходе избирательной кампании я изложил приоритеты нашей программы. Уже в первом своем президентском указе обозначу "дорожную карту" по всем заявленным инициативам. Более того, работа по ним практически уже началась", – пообещал будущий президент.

В целом, ничего конкретного, что могло бы намекнуть, по какому пути пойдет развитие российской экономики в ближайшие годы, в выступлении не прозвучало. Как и предвыборные программные статьи, вчерашние заявления содержат лишь общее видение предполагаемых направлений и ничего не говорят о том, как будет осуществляться движение по ним. Так, совершенно не ясно, как должен быть запущен "мотор постоянного обновления рабочих мест" в условиях, когда единственным абсолютно рентабельным бизнесом в стране остается экспорт энергоресурсов. Другая крупнейшая часть производительных сил сосредоточена в огромном, но при этом абсолютно неэффективном секторе, представленном госкорпорациями.

И если в ТЭК и других сырьевых областях число рабочих мест достаточно постоянно и не требует увеличения, то создание их в рамках госкорпораций в их нынешнем виде приведет исключительно к раздуванию и без того неэффективных предприятий. Попытка построения экономики другого типа с внутренней конкурентной средой, способной генерировать рабочие места, неизбежно вступает в экономический и социально-политический конфликт с действующей моделью, демонтировать которую никто не собирается. Одним словом, практические схемы реализации того, о чем говорил Путин депутатам Госдумы, на сегодняшний день совершенно не очевидны. Впрочем, возможно, такой цели премьер перед собой и не ставил.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей