Россия робко тянется к Китаю

Появление новой евроазиатской оси Москва – Пекин выглядит вполне реальным. Однако кроме общих амбиций и интересов между странами существует ряд серьезных противоречий


Фото: ИТАР-ТАСС



В то время как США и ЕС продолжают выказывать явное недовольство действиями России в украинском конфликте, другой сильный игрок на мировой арене – Китай – занял позицию наблюдателя. Пекин не торопится с выводами и резкими заявлениями, но вполне очевидно, что позицию Запада поддерживать не намерен.

Китайские СМИ все настойчивей пишут, что Москве и Пекину необходимо объединить усилия в противостоянии Западу. "Стратегическое сближение России и Китая станет оплотом стабильности в мире", говорится в передовице "Жэньминь жибао". Англоязычная китайская газета Global Times отмечает, что политика ЕС и США на Украине свидетельствует о полном фиаско Запада, и Китай "должен стать надежным стратегическим партнером" России, которой приходится бороться с трудностями.

По информации немецкого издания Spiegel, Москва и Пекин уже работают над созданием союза, который способен существенно изменить соотношение сил в мире. В настоящее время эксперты российского МИД разрабатывают проект договора о "военно-политическом сотрудничестве" с КНР.

Велика вероятность, что на каком-то этапе такое партнерство действительно может состояться. В нынешней ситуации Россия и Китай прямо заинтересованы друг в друге. Первой необходим союзник, обладающий огромными финансовыми возможностями и мировым авторитетом. Второму – партнер, способный, с одной стороны, ввязаться в схватку с глобальным антагонистом в лице Запада, взвалив на себя всю ответственность за последствия, с другой – обладающий значительными природными и территориальными ресурсами. Также партнерство с Россией выгодно Китаю в свете его непростых взаимоотношений с извечным противником и конкурентом – Японией, остающейся проводником западных взглядов и политики.

Таким образом, на фоне украинского конфликта появление новой евроазиатской оси Москва – Пекин выглядит вполне реальным. Возможно, это позволит сформировать новый геополитический полюс, способный стать реальным противовесом Западу.

Нельзя исключать, что Путин и его окружение придерживаются схожего мнения. По крайней мере, в пользу этого может свидетельствовать подготовка к "отвязке" от Запада, давно начатая президентом и выразившаяся в борьбе с офшорами и возвращении капиталов чиновников в Россию.

Однако кроме общих амбиций и интересов, между Россией и Китаем существует целый ряд противоречий. Совершенно очевидно, что отношения между странами будет осложнять территориальный вопрос. Никакое партнерство не сможет исключить "дисбаланса", выражающегося в дефиците территорий в ряде наиболее густонаселенных регионов Китая на фоне огромного количества неосвоенных пространств в России вдоль китайской границы.

Крайне сомнительной видится и возможность переориентации российского нефтегазового экспорта со стран Европы на Китай. Последний уже много лет прессует российскую сторону на переговорах по цене поставляемых ему энергоносителей и в результате получает их по ценам ниже общемировых. Учитывая экспортно-сырьевой характер российской экономики, подобное "партнерство" будет для России весьма разорительным.

Еще один непростой момент - неопределенность перспектив китайской экономики. По ряду признаков, в ней на протяжении длительного времени протекают крайне негативные процессы, обусловленные высокой закредитованностью местного бизнеса и населения. Из-за закрытости экономики Китая трудно понять, будут ли власти в состоянии справиться с грандиозным кризисом, контуры которого вырисовываются все более отчетливо.

Выбор читателей