Главным конкурентом банков становится интернет

Современная парадигма сбережения и приумножения капитала, защиты от инфляции требует активности вкладчика в управлении сбережениями в Сети




"Граждане, храните деньги в сберегательной кассе, если, конечно, они у вас есть", – увещевает импозантный вор-домушник Жорж Милославский из снятого в 1973 г. всенародно любимого фильма "Иван Васильевич меняет профессию". И по сей день Сбербанк России слывет в стране самым надежным финансовым институтом. Поэтому любые планы развития и возможные изменения в его деятельности, информация о которых становится доступна из заявлений официальных лиц, вызывают особый интерес и волну обсуждений. Не без сенсаций осталось и очередное годовое собрание акционеров Сбербанка, состоявшееся 6 июня.

Председатель правления Сбербанка Герман Греф в своем отчетном выступлении обозначил тезис о том, что теперь главными конкурентами Сбербанка являются уже не другие банки, а интернет-компании. "Мы не будем конкурировать с другими банками, мы будем конкурировать с самыми мощными интернет-платформами – с Google, Amazon, Alibaba, "Яндексом" и другими. Это ключевая угроза для нас. В следующие пять лет мы должны перейти от стратегии догоняющего развития к стратегии инновационного развития, иначе мы рискуем оказаться вне рынка", – сказал Греф. Он напомнил присутствующим о высказываниях Билла Гейтса по поводу перспектив развития IT-отрасли в преломлении к финансам. Создатель Microsoft еще в далеком 1997 году сформулировал мысль, что миру нужны банковские услуги, но не сами банки.

Обратив внимание на желание технологических лидеров прийти в традиционные банковские услуги, Греф невольно обозначил не только конкурентные угрозы, но и возможности. С учетом того, что Сбербанк владеет "золотой акцией" "Яндекса", а самого Грефа недавно ввели в его совет директоров, сразу несколько авторитетных СМИ, пишущих об интернет-технологиях, стартапах и технологических IT-новинках, выдвинули гипотезу о предстоящей покупке Сбербанком компании "Яндекс".

В связи с этим особое внимание финансовых аналитиков, а также экспертов в сфере интернета, инноваций и венчурных инвестиций привлек тот факт, что Герман Греф появился перед акционерами не в обычных очках, а в ультрасовременном, носимом как очки гаджете Google Glass. "Я не могу весь текст запомнить, поскольку у меня очень большой доклад, там у меня были тезисы. Так я мог смотреть и текст, и аудиторию", – объяснил пользование новинкой председатель правления Сбербанка. Но эксперты вспомнили не афишировавшийся февральский краткосрочный визит в Москву главы Google Эрика Шмидта. Он прибыл в российскую столицу специально лишь для одной встречи – с топ-менеджментом Сбербанка. Это дало повод для слухов о том, что Google приценивается к конкуренту через Сбербанк.

Скупой пресс-релиз кроме факта обсуждения возможностей сотрудничества между Сбербанком и Google в различных областях более ничего не сообщает о содержании переговоров Грефа и Шмидта. Документ гласит: "Согласно Стратегии развития Сбербанка на период 2014 – 2018, принятой в конце 2013 г., Сбербанку предстоит завершить начатую несколько лет назад технологическую модернизацию и построить ИТ-системы и технологическую инфраструктуру мирового класса. Мы станем лидерами на рынке по использованию современных цифровых, мобильных и социальных технологий. Мы также хотим войти в число мировых лидеров в сфере кибербезопасности, аналитики и работы с супермассивами данных. Мы сделаем технологические инновации частью нашей ДНК, научившись встраивать их в существующие бизнесы и запускать на их основе новые бизнес-модели. Это позволит нам эффективно защищать рыночные позиции на рынке России и стать одним из самых успешных "атакующих" банков в других странах".

Бизнес-аналитик Елена Ларина обращает внимание на то, что Греф, известный не по-банкирски глубоким пониманием природы, перспектив, а главное, возможностей информационных, а точнее, социоинформационных технологий, в своем выступлении на совете директоров тщательно подобрал перечень конкурентов. "Каждый из них, начав как специализированный ресурс, на наших глазах превращается в многофункциональную деловую платформу, – поясняет она. – Это следующий этап развития веба. После поисковиков и интернет-магазинов (эпоха Web1), социальных сетей и мобильных приложений (Web2) на пороге – деловой веб. Однако смею предположить, что покупать крупнейший пакет "Яндекса" Сбербанк не будет. Так поступали в ХХ веке. А Греф, судя по выступлениям и практическим делам, действует, зная технологии XXI века. В них ключевую роль играют уже не только и не столько акционеры, сколько стейкхолдеры – люди и организации, от которых зависит принятие решений в компании и которые, в свою очередь, зависят от здоровья компании и эффективности ее деятельности. У меня нет сомнения, что Сбербанк станет гораздо более мощным стейкхолдером "Яндекса", нежели сегодня. Причем для этого будут использованы принципиально новые финансовые и организационные технологии, не разрушающие тонкую человеческую "химию" компании. А основой все укрепляющегося взаимодействия будет развитие паттерна сервисов, складывающихся в современную многофункциональную деловую платформу".

Какие выводы из всего этого может сделать рядовой россиянин, обычный банковский вкладчик, имеющий доступ в интернет? Продолжать ли просто хранить деньги мертвым грузом на банковских счетах или, следуя примеру Сбербанка, становиться более искусным в инвестициях и интернет-технологиях? Вывод практически однозначный: пора кардинально менять старые традиции и парадигмы сбережений и свои инвестиционные привычки. Современная парадигма сбережения и приумножения капитала, защиты от инфляции требует большей вовлеченности и активности вкладчика именно в управлении сбережениями в интернете.

"Любой человек может быть не просто рядовым вкладчиком, а акционером того же Сбербанка и других перспективных компаний по всему миру, – говорит Денис Матафонов, основатель биржи биткоинов и директор брокерской компании "Неттрейдер". – Статистика социальной сети TRADERNET подтверждает тезисы о быстром распространении новых форм и видов инвестиций: более четверти инвесторов наряду с акциями и фьючерсами на Московской бирже не только активно обсуждают, но и покупают и продают акции Apple, Google, Tesla, Amazon, Baidu, участвовали в американском IPO "Яндекса" и других IT-платформ. Многие планируют участие в IPO китайского интернет-ритейлера Alibaba".

Интернет-брокер "Неттрейдер" входит в десятку крупнейших инвестиционных компаний России по числу активных клиентов на Московской бирже и позволяет открыть инвестиционные счета через интернет. Располагая суммой в 10 тыс. руб., можно стать не только рядовым банковским вкладчиком, но и инвестором и активным участником мировых финансовых и фондовых рынков – разнообразить банковские депозиты, что особенно актуально в период тлеющего мирового кризиса и низких процентных ставок. Даже человеку без опыта доступно обучение, помощь и дистанционное финансовое обслуживание.

"На первом этапе достаточно сделать пробный шаг, зарегистрироваться в социальной сети TRADERNET и наблюдать за сделками опытных трейдеров, читать новости и комментарии, пробовать торговать одним миллионом рублей на виртуальном счете. И конечно, я рекомендовал бы избегать любых высокорискованных FOREX-спекуляций с обещаниями доходов до 10% в месяц", – резюмирует Денис Матафонов.

Выбор читателей