Куда спешат красные электрички

Чем и как живет московский "Аэроэкспресс", почему поезда не ездят в аэропорт ночью и будут ли дальше дорожать билеты? Об этом и многом другом корреспондент "Yтро.ru" побеседовал с исполнительным директором компании "Аэроэкспресс"


Фото: "Аэроэкспресс"



Опрос, посвященный возможности переноса терминала " Аэроэкспресса" с Белорусского вокзала на Савеловский, проведенный некоторое время назад в системе электронных референдумов "Активный гражданин", показал, что жители Москвы настроены решительно против подобного изменения. О том, почему пассажиры отказались от переноса терминала, а также о многом другом, связанном с жизнью московского "Аэроэкспресса" мы беседуем с исполнительным директором этой компании Алексеем Сорокиным.

"Yтро.ru": Недавний опрос москвичей на "Активном гражданине" показал, что горожане не хотят переноса терминала "Аэроэкспресса" с Белорусского вокзала на Савеловский. В принципе, подобный ответ можно было предвидеть. В целом же, лично вы уверены в том, что голосование на "Активном гражданине" действительно отражает истинную точку зрения москвичей?

Алексей Сорокин: Мы считаем, что в этом не должно быть сомнений. Все опросы, которые проводились на данной площадке, всегда отражали истинные пожелания москвичей. Надеемся, что такая тенденция сохранится и в будущем. Мы также продолжаем следить за мнением наших пассажиров, поэтому нам было интересно наблюдать за ходом голосования в системе электронных референдумов "Активный гражданин". Итоги опроса в очередной раз подтвердили правильность выбора компанией "Аэроэкспресс" расположения терминала.

"Y": Напомните, как проголосовали участники опроса?

А.С.: Более 55% опрошенных горожан высказались за сохранение существующего терминала "Аэроэкспресс" на Белорусском вокзале. Лишь около 19% респондентов высказались за перенос терминала на Савеловский вокзал. Всего в опросе приняли участие более 262 тысячи жителей города. Мы в компании такому итогу рады.

"Y": Изначально аэроэкспрессы отправлялись в "Шереметьево" с Савеловского вокзала. Как в итоге получилось, что терминал переехал на Белорусский? И как вы отнеслись к предложению вернуть его опять на Савеловский. Стоит ли ждать еще каких-то изменений на "шереметьевском" направлении?

А.С.: Решение об открытии железнодорожного сообщения в направлении Москва - аэропорт "Шереметьево" с Белорусского вокзала было принято еще в 2007 году. Этот выбор был обусловлен тем, что Белорусский вокзал полностью отвечает критериям интермодальности и представляет собой важный транспортный узел, соединенный с радиальной и Кольцевой линиями метро, в отличие от Савеловского вокзала, который обслуживает пригородные поезда. Компания "Аэроэкспресс" до сих пор придерживается мнения, что это решение было верным, и менять его не собирается. За пять лет существования терминала на Белорусском вокзале услугами экспресс-перевозок на данном направлении воспользовались миллионы людей. Мы стараемся идти в ногу со временем, именно поэтому скоро будет открыт железнодорожный терминал в Северном терминальном комплексе "Шереметьево", аналог тому, который сейчас есть в Южном терминале аэропорта. Кроме того, мы работаем над строительством отдельного железнодорожного терминала на Белорусском вокзале.

"Y": Какова динамика спроса на услуги "Аэроэкспресса" в последние годы? От чего зависит количество пассажиров на ваших поездах?

А.С.: За последние пять лет количество перевезенных "Аэроэкспресс" пассажиров в Москве выросло более чем в 2,5 раза. Если в 2009 г. мы перевезли 6,8 миллиона пассажиров, то в 2014 году эта цифра составила 16,6 миллиона. Количество пассажиров "Аэроэкспресса" в значительной степени зависит от пассажиропотока всех трех аэропортов Московского авиаузла, который в среднем растет на 10% в год и, несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, мы надеемся, что количество пассажиров "Аэроэкспресс"сохранится на стабильно высоком уровне. По итогам 2014 года более 19,7 миллиона пассажиров воспользовались услугами нашей компании в Москве и регионах. Суммарный пассажиропоток аэроэкспрессов до трех московских аэропортов по итогам 2014 года составил 16,6 миллиона человек. Доля компании на рынке интермодальных перевозок Московского авиационного узла в 2014 году достигла 25,5%.

"Y": Почему поезда "Аэроэкспресса" не функционируют в ночное время, когда в Москву прилетает значительное количество рейсов? Рассматриваются ли варианты ночных поездов?

А.С.: Мы в "Аэроэкспрессе" инициируем проведение регулярных маркетинговых исследований с целью выяснить, какие группы пассажиров пользуются нашими услугами в разные временные интервалы. Как показало одно из них, всего лишь 3% пользуются нашими поездами в ночное время. Таким образом, на текущий момент мы не видим целесообразности в запуске ночных поездов. Если в скором времени данная цифра существенно изменится, тогда мы подумаем на эту тему.

"Y": Как проводятся исследования и опросы, на основании которых вы определяете потребности ваших пассажиров? Например, как проводилось исследование по ночным поездам?

А.С.: "Аэроэкспресс" проводит ежемесячные опросы пассажиров на предмет их удовлетворенности предоставляемым сервисом и знание информации об услугах компании. Раз в год проводится массовый опрос авиапассажиров на предмет их отношения к услугам нашей компании. Кроме того, на сайте компании есть раздел "обратная связь", через который мы получаем от пассажиров отзывы о наших услугах, рекомендации и пожелания, бывает и критика. Все эти письма обрабатываются, предпринимаются соответствующие меры и по результатам пассажир получает отчет о проделанной работе. Что касается ночных поездов. В первую очередь, мы анализируем расписание аэропортов и определяем размер целевого рынка для ночных поездок. Кроме того, именно ночью проводятся все технические работы по обследованию железнодорожного полотна, что также осложняет возможность выбрать время для функционирования наших поездов. Сейчас поезда по маршрутам аэропорт - город - аэропорт начинают курсировать с 05:00 до 00:30 и этот временной промежуток остается высоко востребованным.

"Y": Где еще, кроме Москвы, работает "Аэроэкспресс"?

А.С.: Запуск в феврале 2012 г. регулярных пассажирских перевозок в Сочи стал первым региональным проектом "Аэроэкспресса". Он был приурочен к зимним Олимпийским играм 2014. Завершили мы свою деятельность там в мае 2013 года. До ноября прошлого года "Аэроэкспресс" сохранял там функции лишь агента: мы отвечали за продажу билетов и предоставляли свой персонал. Таким образом, "Аэроэкспресс" просуществовал на данном маршруте чуть больше года. Запуск интермодального сообщения во Владивостоке состоялся в июле того же года и был приурочен к саммиту АТЭС-2012. А в мае уже 2013 года была запущена линия "Аэроэкспресса" между Казанью и международным аэропортом "Казань", в свою очередь, приуроченная к Универсиаде-2013. В январе этого года мы приняли решение завершить свою деятельность в данных регионах и сосредоточиться на наращивании пассажиропотока в столичном регионе.

"Y": Как родилась сама идея экспресса в аэропорт?

А.С.: Сам вид железнодорожного сообщения C2A (City to Airport) существует в крупнейших мегаполисах мира десятки лет и показал свою эффективность и востребованность. В 2005 году, с ростом напряженности на автомобильных дорогах Москвы, столичные власти также пришли к осознанию необходимости запуска отдельного универсального вида транспорта в цепочке "город - аэропорт - аэропорт - город". Так, при поддержке и активном участии правительства Москвы, Московской области и ОАО "РЖД" появились наши красные фирменные поезда, которые были запущены в 2008 году сначала от Савеловского, а спустя год от Белорусского вокзала до "Шереметьево". У пассажиров впервые появилась возможность доехать до московского аэропорта за фиксированное время, в комфортных условиях, минуя многочасовые пробки. Проект был положительно воспринят пассажирами, и идея получила продолжение — в том же 2008 году были запущены аналогичные поезда от Павелецкого вокзала до Домодедово и от Киевского вокзала до "Внуково". За годы своего существования "Аэроэкспресс" действительно изменил ситуацию в транспортной цепочке столицы, став его неотъемлемой частью. Проводимые маркетинговые исследования показали, что, по мнению многих горожан, аэроэкспресс - самый надежный, безопасный и комфортный способ приехать в аэропорт. Мы продолжаем работать над улучшением качества сервиса и надеемся, что наши пассажиры во время поездки будут получать только положительные эмоции. Мы гордимся тем, что и международная ассоциация железнодорожных интермодальных перевозчиков неоднократно отмечала именно московский аэроэкспресс призами и наградами в числе лучших мировых образцов такого вида транспорта.

"Y": Не возникало ли у вас идеи создать единый хаб на одном из московских вокзалов, или станции, с которых аэроэкспрессы могли бы отправляться сразу во все аэропорты?

А.С.: Московский ЖДУ устроен таким образом, что каждый вокзал обслуживает определенное направление и подобное устройство не дает возможности создать единый хаб. К тому же наши пассажиры уже привыкли к текущему расположению терминалов "Аэроэкспресса".

"Y": Ожидаете ли вы изменения динамики перевозок в связи с кризисом? Будут ли в ближайшее время повышаться цены на билеты?

А.С.: Нельзя отрицать влияние текущей ситуации в экономике на пассажиропоток аэропортов, и, как следствие, на пассажиропоток "Аэроэкспресса". И в действующих условиях мы прикладываем все усилия для удержания наших пассажиров.

Что касается повышения цен на билеты. В ближайшее время не планируется вносить изменения в тарифную сетку, однако, несмотря на то что стоимость проезда увеличилась, "Аэроэкспресс" предлагает своим пассажирам ряд дополнительных тарифов и абонементов со сниженной стоимостью билетов. Так, оплата поездки через официальный сайт компании, а также бесплатное мобильное приложение дает возможность сэкономить более 12% от стоимости проезда, а при использовании некоторых видов абонементов стоимость одной поездки обойдется всего в 150 рублей, что в три раза ниже стоимости проезда по обычному тарифу. Также необходимо отметить, что мы сохраняем льготы на проезд для отдельных категорий граждан.

Выбор читателей