Раймонд Паулс: все дело в таланте и везении

Один из самых известных композиторов на всем постсоветском пространстве рассказал о том, почему он решил принять участие в создании мюзикла "Все о Золушке", и объяснил, в чем особенность этого жанра в России

Раймонд Паулс - один из самых известных композиторов на всем постсоветском пространстве. Его музыка звучит с эстрадной сцены и экранов телевизоров. И именно ему во многом обязан своим успехом мюзикл "Все о Золушке", который уже целый сезон с аншлагами идет в Московском театре мюзикла. Композитор рассказал корреспонденту "Yтро.ru" о том, почему он решил принять участие в этом проекте и объяснил, в чем особенность мюзикла в России.

- Раймонд Вольдемарович, вы очень плодовитый автор: симфонические и эстрадные произведения, музыка для театра и кино. А какую роль в вашем творчестве играют мюзиклы?

Мюзикл в России - это лишь трансформация жанра. Я бы начал разговор с того времени, когда была популярна оперетта. Помните, в советское время везде, в любом городе существовал свой театр музыкальной комедии. Среди русских композиторов лидером тогда являлся Исаак Дунаевский. А какой был великолепный исполнитель эстонец Георг Отс! Его знаменитую арию Мистера Икса помнят до сих пор. Со временем музыкальный язык изменился, появились рок-группы, мы услышали западных композиторов, пишущих мюзиклы, таких как Эндрю Ллойд Уэббер. Впрочем, оперетта все равно живет, правда не с таким размахом, как это было. В целом же, мюзикл - очень сложный жанр. Откровенно говоря, у нас в Восточной Европе мы делаем все не совсем правильно, не до конца. На Западе король - Бродвей. Просто благодаря своим профессиональным труппам, великолепному мастерству и так далее. У нас же все сложнее. Постановщикам нужно серьезно задумываться о том, как собрать специальную труппу, как ее профессионально подготовить. От артистов требуется и петь, и танцевать, и делать акробатические трюки. Тем не менее наши стараются. Одним из шедевров русской музыки я считаю "Юнону и Авось" в постановке Марка Захарова.

- А почему решили написать музыку к мюзиклу "Все о Золушке"?  

Художественный руководитель Московского театра мюзикла Михаил Ефимович Швыдкой попросил меня об этом. Поначалу я сомневался. В последнее время я мало пишу. К тому же нужно было писать музыку на русский текст. Я русским более-менее владею, но это не мой родной язык. Тем не менее я согласился.

- "Все о Золушке"? - история романтическая. На ваш взгляд, романтические произведения и лирическая музыка актуальны для современной молодежи?

По-разному. К сожалению, лирические мелодии сейчас появляются редко. Я помню, на телевидении была передача "Песня года". Каждая вторая звучащая там песня становилась популярной. Сейчас же людям важен ритм, молодому поколению надо ритмически двигаться, слушать электронную музыку. Но, несмотря на модные течения, романтические песни тоже нужны. Даже на дискотеках люди ждут, появится ли такая композиция.

- Вы один из самых популярных композиторов. Расскажите, пожалуйста, что помогло вам когда-то добиться международного признания? Было ли что-то, что стало залогом вашего успеха?

Есть такое слово - везение. Мне, например, помогли люди, которые в Москве работали на радио "Маяк". В то время это была самая главная радиопередача. Этим людям тогда понравилось что-то из того, что я сыграл, и они просто включили мою запись в программу. Произошло это совершенно случайно. Я с этими людьми до сегодняшнего дня дружу. А на телевидении самый удачный выход у меня был, конечно, вместе с Аллой Пугачевой с песней "Маэстро". В целом же, пробиться не так просто. Ведь известные солисты не будут петь все, что ты им принес, они отбирают нужный именно им репертуар, так что опять же случай играет важную роль.

- Как вы считаете, талантливой молодежи сейчас проще прорваться на эстраду сейчас, чем пару десятков лет назад?  

Нет, я думаю, что это всегда очень сложно. Должно совпасть множество разных условий. Во-первых, это твой талант, если он есть. Во-вторых, важно, есть ли у тебя люди, которые тебя поддерживают, проще говоря, спонсоры. Ведь сегодня записать диск или снять видеоклип стоит бешеных денег. А без этого никуда. В советское время было немножко по-другому, а сейчас это законы капитализма, ничего не сделаешь.

- Вы написали множество шлягеров. Есть ли среди них самые любимые?

Трудно сказать, я больше признаю инструментальную музыку, которую сейчас мало кто ценит. Раньше я увлекался, да и сейчас люблю играть симфоническо-джазовым составом. Помните, как играл оркестр Поля Мориа? Это была настоящая лирика, а рояль - как солист. Моя любимая инструментальная тема - это тема для саксофона "Долгая дорога в дюнах". Это одна из наиболее исполняемых композиций, где есть только саксофонист и солисты. Без вокала. Если же говорить о песнях, то это "Миллион роз", "Листья желтые " - старые шлягеры. Я могу их назвать довольно много. Это уже история.

- Раймонд Вольдемарович, сказывается ли как-то экономический кризис на вашей эстрадной деятельности?

Этот кризис отразился на всех. На данную тему можно очень долго говорить. У большинства латышских музыкантов довольно низкие зарплаты. Сейчас очень жесткое время. И мы должны смотреть, куда податься. Впрочем, некоторые все же добиваются успеха. У нас очень хорошо идет классическая музыка. Уже несколько наших дирижеров и певцов вышли на мировую арену, а в поп-музыке ничего такого блестящего нет. Хотя наш певец Интарс Бусулис у вас в Москве сумел показать себя. Он участвовал, и в "Голосе", и в "Точь-в-точь". Публика его великолепно принимает.

- Как вы отдыхаете? Что приносит вам радость? 

У меня есть летний дом недалеко от Риги, который забирает все мое свободное время. Там после зимы всегда что-то происходит: то трубы лопнули, то канализация не работает. И я все время должен с этим справляться. Не зря говорят, что человек счастлив всего два раза в жизни: в первый раз, когда он купил дом, а второй раз, когда он его продал.

- Что бы вы могли пожелать нашим читателям?

Дай бог, чтобы все было нормально, чтобы все успокоились, начали думать о нормальных отношениях. Чтобы люди стали богаче.

Выбор читателей