Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Аналитики центра Rethinking Russia и известные отечественные политологи поделились с зарубежными экспертами своим видением современного состояния политической системы России. Подготовленный ими доклад "Развитие институтов и накопление качества" представляет собой сравнительный анализ состояния политических институтов и практик двух федеральных циклов – накануне выборов в Государственную думу РФ 2011 года и предстоящих выборов в Государственную думу РФ 2016 года.
Наглядная агитация перед выборами на одной из улиц Севастополя. Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС
Исследование адресовано, в первую очередь, зарубежным экспертам, в чью сферу интересов входит российская политика. Его текст на английском языке уже разослан по 6 тыс. адресов иностранных политологов и организаций.
Авторы доклада отмечают, что к новому выборному циклу (а в 2016 году в стране будут избираться органы власти всех уровней – от муниципалитетов до парламента) в России удалось сформировать новое качество институционально
Отмечая, что предыдущие парламентские выборы 2011 года, прошедшие на волне политического протеста, обозначили кризис многих сложившихся к тому моменту в России "политических и электоральных практик", эксперты делают вывод, что за минувшие годы удалось расширить значительное число "узких мест", создать действительно конкурентную общественно-поли
Свои умозаключения эксперты подкрепляют цифрами. В докладе представлена сравнительная таблица, в которой состояние различных параметров политической системы зафиксировано в двух временных точках – на старте избирательных кампаний 2011-го и 2016 года.
В частности, Rethinking Russia отмечает, что к 2011 году партийная система остановилась в развитии и "закрылась" от появления в ней новых игроков – на тот момент было зарегистрировано только 7 общенациональных партий, имевших право участвовать в выборах, и только 4 из них были допущены к избирательной кампании без сбора подписей. Голосование тогда шло только по партийным спискам, и только в 28 из 83 регионов в них были включены непарламентские партии (те, что имели депутатов-списоч
Встала задача разомкнуть этот круг и дать возможность попробовать свои силы новым субъектам, чтобы "избиратели на каждом идеологическом фланге имели реальный выбор из состоявшихся партий, а не имитацию выбора из партий- "однодневок" или наспех сконструированны
Тем не менее было принято решение о либерализации партстроительств
Еще более значительно к 2016 году возросла партийная конкуренция на всем пространстве РФ. Если в 2011 году за места в заксобраниях боролись все те же четыре парламентские партии и лишь кое-где их "разбавлял" лишь один "свободный радикал" – "Яблоко", то теперь на выборы в некоторых регионах "квалифицировали
А в муниципалитетах в избирательной гонке приняли участие 49 из 55 заявившихся партий. И помимо них в 11 регионах в выборах депутатов и глав местного самоуправления полноценно участвовали общественные организации.
После завершения партийной и избирательной реформы по степени одобрения деятельности населением, в ноябре 2015 года институт партий (44%) опередил профсоюзы, судебную систему, оппозицию и догнал институт общественных палат.
Но, как отмечают авторы доклада, задачу повышения доверия к партийно-избират
Эту задачу наряду с либерализацией партстроительств
Сейчас во главе 67 из 85 регионов стоят губернаторы, имеющие собственный электоральный успех, 61 из них выиграли на прямых выборах (в 2011 году таких было только 26).
Значительно увеличилось представительств
Как отмечают авторы доклада, за эти годы в стране значительно возросла гражданская активность. Не последнюю роль в этом сыграло увеличение господдержки и расширение списка видов деятельности социально ориентированных НКО, которые имеют право на получение дополнительной поддержки со стороны органов госвласти и местного самоуправления - к 2016 году их стало 17 (в 2011-м – 9). Кроме того, с будущего года такие организации, по предложению президента РФ, будут получать до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы полноценно участвовать в оказании социальных услуг на местах наряду с бюджетными учреждениями. А в декабре 2015-го глава государства Владимир Путин поручил выделить новый правовой статус социальных НКО – "исполнитель общественно полезных услуг" и предоставить им налоговые и имущественные льготы. Всего в 2015 году на "третий сектор" было выделено 4,228 млрд. руб. президентских грантов (в 2011 году – 1 млрд).
За это время сформировалось и совершенно уникальное общественное движение - Общероссийский народный фронт, которое стало значительной внепартийной политической силой и объединило представителей 20 различных политических партий и беспартийных, разделяющих цели политики Путина. ОНФ реализовался как институт независимого общественного контроля за реализацией президентских поручений во всех сферах государственного и муниципального управления и качеством закупок на средства бюджетной системы. ОНФ наделен также полномочиями по оценке докладов правительства РФ для Контрольного управления президента.
Как ожидают авторы исследования, значительное влияние на эволюцию внутриполитическ
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности