Турецкая обувь исчезает с рынка

Российские продавцы отказались от сотрудничества с Анкарой и работают в других направлениях. Продукция все чаще застревает на таможне, что приводит к большим убыткам

Крупные обувные компании РФ, которые в 2015 г. работали с турецкой обувью, кожей и комплектующими, в этом году предпочтут сотрудничество с Китаем, Румынией, Болгарией и другими странами. Несмотря на то что официальные санкции не затрагивают эту сферу торговли, партнеры Турции отказались от поставок и производства в этой стране. Речь идет о таких компаниях, как Zenden, Tervolina, "Юничел", "Эконика" и прочих. Ранее в Турции российские компании закупали до 10% от своих объемов.

Фото: Darrell Gulin/ Global Look

У обувной сети Zenden (около 200 магазинов) проблемы с турецкой продукцией возникли еще в конце прошлого года. Компания не могла получить из Турции заказанный на последующие полгода товар - готовую обувь, оплаченную на треть. Продукция застряла на турецкой таможне.

Для того чтобы получить свою партию, компания обращалась в Минпромторг. С помощью ведомства вызволить проблемную поставку получилось. В итоге компании "разрешили" получить всю предоплаченную продукцию, а новых договоров уже никто не заключал.

На Турцию приходилось 10% от объема компании, по итогам 2015 г. продажи компании составили 11,5 млрд рублей. В настоящее время ретейлер ищет новых поставщиков в России, Китае и Бразилии.

У других компаний ситуация схожа. Обувь обычно застревает в Турции либо уже непосредственно в РФ. У челябинского производителя и продавца обуви "Юничел" на российской таможне не проходит партия кожи, которую планировалось использовать при изготовлении летней коллекции. В апреле она должна была поступать в продажу.

"Мы еще надеемся, что партия просто задерживается и все-таки будет пропущена, - рассказал глава "Юничела" Владимир Денисенко. - Компания уже начала заменять Турцию на Россию. Речь идет о материале и комплектующих. О подошвах, например. Но есть такие виды кожи, которым сложно найти замену, - например, под крокодила и других рептилий. Также нам не хотелось бы лишаться двухцветного материала, который в итоге превращался в черные сапоги с красными носами".

Раньше турецкие партнеры в структуре производства "Юничела" составляли до 13%. Ежегодно компания выпускает 3 млн пар и продает их в 500 магазинах; выручка обувной фабрики за 2014 год - 2,2 млрд рублей.

Tervolina (93 магазина, 5 млрд руб. выручки за 2014 г.) продолжить работу с турецким партнером готова. Однако, по словам директора компании по маркетингу Марии Шаровой, это произойдет только в том случае, "если будут открыты границы". У ритейлера на турецкой стороне застряло полмиллиона пар, которые были предоплачены на $15 тысяч. Tervolina заказывала у партнера часть осенне-зимней коллекции, что составляло 3% от оборота.

По словам гендиректора Национального обувного союза Натальи Демидовой, за 2014 г. в России было произведено 100 миллионов пар. Еще 300 миллионов было импортировано. Лидерство в структуре импорта занимает Китай - 80% обуви и материалов, на втором месте Турция - 8%, замыкает тройку Вьетнам. По мнению Демидовой, российские компании могут легко перераспределить заказы в Китай, Бразилию и на российские фабрики, и это уже происходит.

"Сложившаяся ситуация с закрытием турецких границ может сказаться на повышении стоимости обуви среднего ценового сегмента, - считает ведущий специалист по ассортименту и прогнозированию трендов Fashion Consulting Group Галина Кравченко. - Возможно развитие ситуации, аналогичное сегменту одежды: ткани и одежда маркируются и поставляются из других стран. Если так же будет происходить с обувью в отношении комплектующих и конечного продукта, то однозначно это скажется на дополнительном росте цены для конечного покупателя".

Напомним, 28 ноября 2015 года подписан указ о введении против Турции санкций. В декабре они были уточнены еще одним указом президента и двумя постановлениями правительства. В перечень запрещенных ко ввозу в РФ товаров вошли овощи, фрукты, мясо птицы и соль, для граждан Турции был введен визовый режим, также был ограничен наем турецких граждан, запрещены чартерные перелеты между Россией и Турцией, продажа турпутевок.

Ограничения на работу в РФ распространяются на турецкие компании и те, которые контролируются гражданами Турции. Определены сферы, в которых работать запрещено: строительство, проектирование зданий и сооружений, туристический и гостиничный бизнес, деревообработка, а также в целом госзакупки.

В конце прошлого года Минпромторг предложил правительству ввести запрет на ввоз из Турции до 80% товаров легкой промышленности. Министерство таким образом рассчитывало создать "благоприятные условия для наших производителей, которые способны заместить турецкие товары", объяснял тогда замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

Читайте также

Выбор читателей