Железнодорожные чартеры перехватят авиатуристов

Ростуризм выступил с инициативой - сделать главным транспортом для туристов, путешествующих по нашей стране, поезда. Но это их вряд ли устроит, как и авиакомпании, в кризис оставшиеся без пассажиров

Бурному росту внутреннего туризма мешает плачевное состояние авиационной отрасли. В этой ситуации на помощь туркомпаниям могут прийти железнодорожники. С подобной инициативой в среду, 23 марта, выступил глава Ростуризма Олег Сафонов.

Фото: Olga Sokolova/ Russian Look

"Есть серьезный потенциал снижения стоимости транспортировки по стране, используя возможности железнодорожной перевозки. Наши интересы абсолютно совпадают с интересами РЖД, поскольку в последние годы объемы пассажирских перевозок падают. Мы считаем очень перспективным построение и запуск системы чартерных поездов и чартерных вагонов", - рассказал чиновник журналистам.

Идея обсуждается на заседаниях рабочей группы, в которую входят представители Ростуризма, РЖД и туроператоров. Эксперты занимаются совершенствованием системы бронирования и продажи билетов. Представители туристических операторов уже заявили, что готовы вложиться в покупку подвижного состава. Это позволит снизить конечную стоимость турпродукта. В кризис цена путешествия для многих россиян становится определяющим фактором при ответе на вопрос, ехать или не ехать.

"Сейчас перед всеми участниками рабочего процесса стоит задача снижения стоимости перевозки и формирование более доступного и качественного турпродукта", - отметил чиновник.

Развитие пассажирского железнодорожного транспорта позволило бы снизить стоимость путевок и в Европу. Спрос на путешествия в европейские страны вырос бы автоматически. При этом пока не ясно, как эту довольно неожиданную инициативу можно было бы реализовать на практике. Ведь туроператор не сможет управлять вагонами, купленными за его счет.

Между тем туркомпании уже рапортуют о том, что в этом сезоне значительно выросло число бронирований туров в Сочи и Абхазию на базе железнодорожных перевозок. Для Абхазии нынешний год может стать рекордным по числу туристов, и поезда сыграют важную роль в доставке отдыхающих к месту назначения и обратно.

Интерес к альтернативным способам перевозки туристов проснулся у участников туристического рынка на фоне неблагоприятной обстановки в пассажирской авиации. Общий пассажиропоток в России по итогам минувшего года сократился на 1,2%, до 92 миллионов человек. В 2015 г. средняя стоимость авиабилета подорожала на 5,6%. Еще в феврале замглавы Минтранса Валерий Окулов предупредил, что из-за низкого спроса не перевозки российские авиакомпании могут оказаться на грани банкротства. Судьба "Трансаэро" - второго по величине участника отечественного авиарынка, который не смог обслуживать свои многомиллионные долги, - до сих пор в памяти у всех.

Одним из наиболее вероятных претендентов на разорение является "Когалымавиа". По общему мнению, если в ситуацию не вмешаются акционеры путем увеличения уставного капитала компании, она прекратит свое существование. "Когалымавиа", как и ряд других небольших частных компаний, тяжелее всего перенесли закрытие авиасообщения с Турцией и Египтом, поскольку были ориентированы на обслуживание этих направлений.

На днях министр транспорта РФ Максим Соколов повторил слова своего заместителя, заявив о том, что сразу несколько отечественных авиакомпаний не справятся с нынешней экономической ситуацией. В то же время, он заверил, что государство поддерживает российскую авиацию, субсидируя региональные перевозки. Отчасти благодаря этому с начала года пассажиропоток внутри страны начал заметно расти. Транспортное ведомство ранее также предлагало в рамках антикризисного плана обнулить для авиакомпаний НДС на внутренние перевозки. Правительство раздумывает над этим предложением, но пока что никакого решения не принято.

В условиях сокращения пассажиропотока, роста цен на топливо (за год керосин подорожал на 12%) и удорожания аэропортового обслуживания авиаперевозчики пытаются отбить затраты, повышая стоимость билетов. Но это еще больше отпугивает пассажиров. Минтранс и Федеральная антимонопольная служба просят авиакомпании не делать этого. Они пытаются разобраться, кто виноват в том, что цены на билеты неудержимо растут.

На днях два ведомства начали проверку обоснованности роста тарифов на услуги московских аэровокзалов для авиакомпаний. Частные инвесторы столичных аэропортов начали вкладываться в строительство новых терминалов. "С одной стороны, это справедливое основание для повышения тарифов, но, конечно, авиакомпаниям это не очень нравится. Тем более подорожали (услуги аэропортов) сильно, и в конечном счете это может быть переложено на плечи пользователей - пассажиров. Надо смотреть, насколько обоснованы эти решения", - отметил Максим Соколов.

Если будут сделаны выводы об обоснованности роста аэропортовых тарифов, "речь может идти о снижении маржи в деятельности авиакомпаний по прибыльным направлениям Московского авиаузла". Другие направления убыточны или низкорентабельны и там снижать цену на билеты нельзя, а вот при полетах в Москву и из Москвы востребованность рейсов позволяет авиакомпаниям иметь определенную прибыль.

Новость о переориентировании туроператоров на железнодорожное сообщение не обрадует участников авиарынка. Но деваться туристическим компаниям некуда. Им приходится выживать всеми возможными средствами, поскольку положение дел в этой отрасли едва ли многим лучше, чем состояние авиации.

Выбор читателей