Сайты знакомств идут в массы

Число платных подписчиков сайтов знакомств растет ударными темпами. Сервисы наращивают доходы, выходят на фондовые биржи, пользуясь желанием людей снова и снова искать себе партнера

Один из популярных сервисов знакомств в интернете Tinder на днях объявил об амбициозных планах до конца года увеличить число платных подписчиков вдвое. В мае таковых было порядка миллиона человек, а значит, к декабрю компания рассчитывает получать деньги с двух миллионов пользователей. Как оценить смелые прогнозы Tinder? Тут поможет следующая информация: ранее сервис был полностью бесплатным. Подписка за деньги появилась в марте прошлого года. Стало быть, свой первый миллион платных пользователей компания набрала за год и два месяца. А теперь планирует получить еще столько же всего за семь месяцев.

Фото: DPA/ TASS

Эти планы кажутся несбыточными мечтаниями, но они таковыми не являются. В то, что бизнес-модель платных сайтов знакомств работает, в деловом мире верят крепко. Доказательством тому может служить, в частности, то, что все тот же Tinder в ноябре прошлого года в ходе IPO (первой публичной продажи акций) продал 33,3 млн своих ценных бумаг и выручил на этом около $400 миллионов. Добавляет весу планам Tinder по росту числа платных подписчиков и то, чей это бизнес. А владеет им миллиардер Барри Диллер - владелец различных компаний в сфере медиа, развлечений и видеосервисов.

И не Tinder единым жива и богатеет отрасль электронного поиска партнеров. Взять, например, Mamba - это единая служба знакомства и общения, а по сути, целая сеть, ячейки которой вы можете найти на вкладках "Знакомства" на тех же Rambler и Mail.Ru. Аудитория проекта составляет миллионы человек, подавляющее большинство которых хотя бы раз за историю пользования сервисом покупали какие-нибудь его услуги.

Конкурентом у Mamba на российском рынке выступает Teamo, чья аудитория тоже может похвастаться числом с шестью нулями. Уровнем ниже располагаются десятки сайтов знакомств, каждый из которых стремится нажиться на своих пользователях.

Собственно говоря, если брать глобально, то схем, которые позволяют владельцам сайтов монетизировать желание людей найти себе партнера, всего две.

Первая - это бесплатное пользование базовым набором услуг сервиса с платными дополнениями. То есть люди могут зарегистрироваться, осуществлять поиск анкет, переписываться с другими пользователями и смотреть их фотографии. Теоретически можно добиться своего и с этим функционалом. На практике большинство посетителей сайтов прибегают к платным услугам. За деньги человек может поднять свою анкету в рейтинге, может сделать ее более заметной при поиске, может, наоборот, стать невидимым и недоступным для контакта для определенных групп пользователей (например, младше или старше какого-то возраста). Может, наконец, сделать виртуальный подарок понравившемуся кандидату на роль партнера - изображение букета цветов, бутылки шампанского или еще чего-нибудь. Ярким представителем этой бизнес-модели является Mamba. За каждую из платных услуг компания просит сравнительно небольшие деньги, и прием отлично работает.

Вторая схема - платная подписка. Тут есть две подгруппы. Первая - человек может бесплатно зарегистрироваться и осуществлять поиск по анкетам, а вот за переписку с кандидатами и просмотр их анкет уже надо платить. Именно такой подход использует Teamo, и он, как можно убедиться, тоже отлично работает. Во второй же подгруппе - почти полностью закрытые сайты, на которых и зарегистрироваться бесплатно не получится. Каким же образом они привлекают пользователей? Разумеется, обещаниями. Особенно хорошо это работает для аудитории, которая ищет секс без обязательств, но не с проститутками, а такими же любителями быстрых удовольствий. Для таких людей на главной странице сайта вывешивается список анкет девушек (или парней) с соблазнительными фотографиями, готовых к встрече в родном городе прямо сейчас (многие из них к тому же находятся онлайн на сайте). Можно воспользоваться и простеньким поиском, который сообщит: мы нашли для вас, скажем, тысячу человек, которые хотят секса рядом с вами, но покажем их и дадим пообщаться после регистрации. Тому, кто зашел в интернет, заранее настроившись на получение удовольствия, крайне трудно противостоять такому предложению.

Попутно владельцы сайтов зарабатывают и на рекламе, размещая на страницах своих ресурсов тематические объявления.

Собственно говоря, именно на ожиданиях людей и построен весь бизнес сайтов знакомств. Если составить каталог этих сервисов, то выяснится, что едва ли не каждый человек может найти в списке тот сайт, который его "зацепит". Вы - любитель соционики и твердо верите, что надо искать партнера именно по типам личности? Нет проблем, в сети есть сервисы знакомств, где сидят ваши единомышленники. Вы верите звездам и сверяете свою жизнь с движением планет? И такие сайты знакомств тоже есть. Вы устали от семейного бытия и хотите добавить своей личной жизни "перчинки" - к вашим услугам сайты, где несвободные анонимно ищут таких же несвободных для общения и редких встреч. А в Китае появился сайт знакомств и для детей. Точнее говоря, для их родителей, которые вывешивают анкеты своих сыновей и дочерей и подбирают им подходящих женихов с невестами. Мнение самих детей при этом имеет крайне мало веса.

Но не только поэтому сайты знакомств стали такими популярными. Ведь, если начистоту, то ничего инновационного они в нашу жизнь не внесли. Это те же свахи и брачные агентства, которые существуют в нашем обществе веками. Все, что изменилось, - способ поиска и общения с кандидатами на роль партнера. Раньше приходилось обращаться в подобные конторы лично, чтобы получить доступ к каталогу невест и женихов, теперь достаточно набрать адрес сайта.

Но именно способ общения (и еще одна деталь, но о ней чуть позже) и является секретом бешеного успеха сервисов знакомств. Людям кажется, что в сети они могут позволить себе куда больше, чем в реальной жизни. Они прячутся за псевдонимами и масками, раскрепощаются и пускаются во все тяжкие, давая свободу тем сторонам своей натуры, которые в повседневности вынуждены прятать за семью замками. Вам не придется долго искать, если вы захотите найти негативные отзывы девушек на общение на сайтах знакомств. У многих посетительниц складывается впечатление, что большинство мужчин, которые пользуются такими сервисами, пошляки и нахалы, а то и извращенцы. В личной переписке они без долгих прелюдий сразу предлагают заняться сексом (и не всегда - традиционным), не обращая внимания на то, какие цели визита на сайт прописаны у девушки в анкете. Если же следует отказ (что вполне объяснимо и ожидаемо нормальными людьми), то в ответ несется брань площадного пошиба вперемешку с оскорблениями.

Но это все же хоть и очень заметная (благодаря агрессии и хамству), но сравнительно небольшая группа пользователей сайтов знакомств. А основная часть клиентов приходит на них и остается порой на годы, привлеченная легкостью завязывания контактов с другими людьми - той легкостью, которой многим из нас не хватает в реальной жизни. Так просто и легко написать "Привет! Давай общаться!" приглянувшемуся человеку в Сети. Тем более что вот его анкета, и можно уже представить себе образ собеседника в первом приближении: чего хочет, что интересно, какие привычки (и даже недостатки) и так далее. Да и то, что это - сайт знакомств, тоже раскрепощает: значит, мы оба здесь с одной и той же целью.

А сказать "Привет!" на улице куда сложнее. Человек на скамейке напротив тебя - чего он хочет? Может, вовсе женат (замужем), может, никого не ищет, может, я ему не понравлюсь сразу же… Все эти вопросы останавливают многих из нас от попытки познакомиться в реальной жизни - и люди идут на сайты.

И напоследок - та деталь, о которой упоминалось чуть выше. Речь о богатстве выбора. Опять же, если говорить о реальной жизни, то круг общения большинства из нас не так уж велик. Это коллеги по работе (сокурсники), это какие-то друзья и знакомые родом из детства, это случайные знакомства на отдыхе, в очередях каких-нибудь госучреждений, на концертах, спектаклях, выставках, в клубах (последние варианты - скорее исключение, чем правило).

А в интернете - сотни сайтов знакомств. На каждом сотни тысяч и миллионы пользователей. У человека возникает иллюзия, что уж здесь-то он точно найдет свое счастье (каким бы оно ему ни представлялось): если не с этим партнером, так с тем, если не сегодня, то завтра, если не на этом сайте, так на другом. В результате ценность каждого контакта резко снижается. Люди перестают дорожить завязавшимся общением: не сложилось - ну и ладно, ведь впереди, конечно, ждут куда более привлекательные кандидаты. И даже вроде бы возникшая симпатия не излечивает многих от соблазна снова зайти на сайт и снова начать искать: вдруг где-то там ждет не просто мужчина, а принц; не просто принц, а принц на белом коне; не просто принц на белом коне, а король с королевством и табуном породистых скакунов (то же самое верно и в отношении девушек).

Все это отлично понимают владельцы сайтов знакомств - и не устают подбрасывать дров в топку привязанностей пользователей к сервисам. То какую-нибудь функцию сделают бесплатной на месяц, то добавят что-то новенькое, то введут систему поощрений за активность на сайте, за длительность пребывания на нем, за объем использованных платных услуг или еще за что-нибудь.

Расчет оправдывается: аудитория сайтов растет, люди платят все больше денег, думая, что платят за будущее счастье. Хотя по статистике только 6,5% тех, кто познакомился на этих сервисах, остались друг с другом. Остальные продолжают искать, сами толком не зная, что же - и кого - ищут. 

Выбор читателей