Минобрнауки спасает ЕГЭ

В будущем году в российские школы вернется устная сдача экзамена по русскому языку и литературе. По замыслу Минобраза и Рособрнадзора, первыми к "новой старой" форме экзамена вернутся девятиклассники

О том, что хорошо забытое старое снова становится новым, представители Минобразования и Рособрнадзора объявили 6 июня на круглом столе под названием "Русский язык для всех". Итак, с 2017 г. девятиклассникам придется готовиться к тому, что экзамен по русскому языку и литературе будет включать в себя устную часть.

Фото: Донат Сорокин/ ТАСС

 "Что касается устной части по русскому языку и литературе, то это предложение хорошее, - заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. - Но сначала надо отработать технологию, понять, насколько она готова. Сейчас мы планируем проверить ее для 9 классов, а потом уже переходить к 11 классам. По этому направлению мы двигаться будем".

Отметим, устная часть для многих современных российских выпускников уже не в новинку. Такая форма сдачи входит в состав ЕГЭ по иностранным языкам. Сдавать ее необязательно, однако на одной письменной части максимальный балл не получить - в лучшем случае это будет 80 из 100. Еще 20 надо добирать устно.

Казалось бы, раз опыт организации у чиновников уже есть, то почему бы не запустить устную часть по русскому языку и литературе сразу и для 11 классов? Но тут есть важный нюанс. О нем еще осенью рассказывала в беседе с ТАСС глава Российской академии образования Людмила Вербицкая.

"Это не тот масштаб, - подчеркнула она. - В отличие от иностранного, ЕГЭ по русскому сдают все, и тут торопиться нельзя. Но, думаю, устная часть в экзамен по русскому языку будет точно введена с 2017 года".

Время показало, что Вербицкая оказалась полностью права: 2017 г. обещает будущим девятиклассникам новшества. К слову, осенью 2015-го обсуждалось и еще одно возможное нововведение: вместо "зачет" и "незачет" оценивать сочинения школьников баллами, как это было принято годы назад. Это предложение пока что не принято к исполнению, но как знать, что ждет ЕГЭ и ОГЭ в будущем.

Дело в том, что год за годом школьные экзамены приобретают все больше черт традиционных выпускных испытаний, которые хорошо знакомы тем, кто успел окончить 11 классов до появления ЕГЭ. А вот чисто тестовые формы проверки сдают позиции. В 2015-м с тестами распрощались русский язык, литература и математика. В этом году от "угадайки" освободились обществознание, география, информатика и история.

Если поговорить со школьными учителями, то выяснится, что многие поддерживают такие "реформы реформ". В частности, вот что сказала корреспонденту "Утра" учитель математики с многолетним стажем Алла Федорова:

"Конечно, то, что тестов по математике не осталось с прошлого года, это хорошо, это правильно. В нашем предмете важно понимать суть тех же формул, что за ними стоит. Тогда человек учится думать логически, представлять себе задачу и пути ее решения. Это ведь не только на экзаменах ему пригодится, это и в жизни понадобится - пусть даже она и не будет связана с математикой. Может, когда-нибудь и вовсе вернемся к обычным экзаменам. А то что получается: учителя школьников натаскивают на сдачу ЕГЭ, натаскивают, а по-настоящему ребята предмет так и не узнают".

В пользу этого мнения говорят результаты исследований, которые проводились в разные годы. Выяснилось, что "стобалльники", попав в вузы, на показанном на ЕГЭ уровне успеваемости далеко не всегда могут удержаться. Многие съезжают вниз, и притом довольно быстро. А вот те, кто в школе был завзятым олимпиадником и на этом поприще добился успехов, в институтах продолжают учиться так же хорошо. В свое время заместитель генсека Российского союза ректоров Борис Деревягин, комментируя результаты исследований, заявил, что высокий уровень успеваемости олимпиадников вполне объясним: они давно уже нацелены на результат. А участие в школьных интеллектуальных конкурсах им только на руку: развитие умственных способностей идет полнее и более быстрыми темпами.

Собственно говоря, то, что одним ЕГЭ качество знаний выпускников проверить все же сложновато, косвенно признали уже и в Минобразовании. Еще несколько лет назад в министерстве предложили формировать проходной балл в вузы по-новому: вместе с результатами экзаменов учитывать средний балл аттестата, успехи школьника в спорте и творчестве. То есть некоторым образом вернуться к одному из элементов опять же советской системы образования, которая учитывала различные достижения выпускника при поступлении в вуз и тем самым мотивировала учеников развиваться всесторонне.

Новость последних дней с фронтов ЕГЭ-2016 только подкрепляет сказанное выше. В Ростовской области одним из самых популярных запросов в Яндексе стал "куда спрятать телефон на ЕГЭ?". Таким же вопросом задавались и многие выпускники в Омской области.

Как это связано с разносторонним развитием личности? Очень просто: такая популярность запроса говорит, что новое поколение все в большей степени перестает рассчитывать на себя, на свой интеллект и ту же смекалку. Вместо того чтобы подумать и попытаться самому найти вариант, как пронести телефон на экзамен, школьник бросается искать в интернете готовый ответ. "Погугли" - так отвечают в интернете едва ли не на любой вопрос. И подростки привыкают "гуглить", ведь это проще, чем думать самому.

А где, как не в школе, должна формироваться привычка думать, анализировать, искать решение задачи разными способами? Но, как видим, эту роль школа постепенно утрачивает. Как знать, не потому ли в том числе, что на выпускных экзаменах долгое время требовалось отвечать на тесты?

"Когда я училась в школе, - рассказывает Алла Федорова, - нас в первую очередь учили думать. Наши педагоги старались донести до нас саму суть их предметов. Ведь даже за самой простой математической формулой кроется работа ума того человека, который ее создал. И потому, когда на контрольных и экзаменах нам попадались нестандартные задачи, мы не терялись, а садились и начинали соображать, как же ее решать. А у нынешних учеников… знаете, многие держатся за зазубренные формулы, как слепой за стенку. Понадобится отойти, взглянуть на задачу под другим углом - и они пугаются".

Если посмотреть на тенденцию изменений, происходящих с ЕГЭ, то возникает ощущение: поборникам старой "советской" системы экзаменов вовсе нет нужды требовать отмены нового порядка немедленно, во что бы то ни стало. Надо всего лишь подождать еще какое-то время. И тогда, возможно, мы получим систему, вобравшую в себя все лучшее, что было создано в СССР и после него.

Выбор читателей