Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Руководитель пресс-службы ЦНИИмаша (головной научной организации Роскосмоса) Ольга Жарова сообщила о планах строительства долговременной лунной базы (ДЛБ), которые, по ее словам, могут быть реализованы к 2030-м годам.
Один из проектов российской лунной базы. Фото: Антон Антонов/ сайт компании "Лин Индастриал"
Несмотря на то что сегодня главным приоритетом в освоении космоса остается работа по автоматическим комплексам ГЛОНАСС, лунную программу не собираются сбрасывать со счетов. Если проект удастся осуществить, сбудется мечта отечественных ученых и конструкторов, которая появилась еще в 60-е годы прошлого века.
Напомним, что после полета в космос летательного аппарата с человеком на борту - речь, конечно, о Юрии Гагарине, СССР вырвался вперед в космической гонке. Высшее руководство США приняло решение взять реванш. Президент Кеннеди в 1961 г. пообещал, что в течение 10 лет американцы высадятся на Луне. Это был вызов. Советские конструкторы его приняли и включились в соревнование.
Главной трудностью отечественной лунной программы стало отсутствие достаточно мощной ракеты-носителя, которая могла бы доставить модуль с космонавтами к поверхности спутника Земли. За решение задачи взялись коллективы под руководством С.П. Королева и В.Н. Челомея. Вскоре стало понятно, что создать ракету, аналогичную по мощности американскому "Сатурну", в короткие сроки не удается. Несколько пусков ракеты-носителя Н-1, разработанной коллективом Королева, были неудачными, и от программы было решено отказаться. Не была вполне решена задача и самой высадки на Луну. Поскольку мощности советских ракет не хватало, чтобы вывести на орбиту одновременно и лунный посадочный модуль, и окололунную станцию, было предложено попытаться вывести на околоземную орбиту несколько легких модулей, а затем из них собрать корабль для полета к Луне. Однако и такой проект оказался слишком фантастическим. Опыта стыковки кораблей в космосе еще не было, а тут предстояло собрать воедино не два, а целых пять блоков.
Была предложена еще одна оригинальная схема посадки на Луну, которая отличалась от американской тем, что было решено отказаться от орбитального модуля, который будет ждать лунного "коллегу" над поверхностью планеты. Предполагалось посадить два блока отдельно - небольшой посадочный аппарат, в состав экипажа которого входили два космонавта, и возвращаемый модуль, который должен был доставить их обратно к Земле. Космические скафандры "Кречет", разработанные специально для высадки на Луну, предусматривали возможность пешего перехода на 5-6 км в условиях низкой гравитации. Именно такое расстояние, по расчетам, предстояло перейти от посадочного модуля до возвратного блока.
Один из самых реалистичных проектов предложило КБ под руководством Челомея. Предполагалось отправиться к Луне по так называемой "прямой схеме", без стыковок и расстыковок в космосе, как это делали американцы. После посадки часть конструкции корабля оставалась на поверхности спутника нашей планеты, а возвращаемый модуль после выполнения миссии стартовал и летел обратно на Землю.
Но в планы отечественной лунной программы входило не только сеть и "отметиться" на единственном спутнике Земли. Предусматривалось строительство базы, экипаж которой работал бы вахтовым методом. Для ее строительства проектировалась специальная техника. Так, знаменитый "лунный трактор" - луноход - изначально должен был выполнять роль не только автоматической станции, но и транспортного средства, для чего в задней части корпуса была смонтирована специальная площадка, на которой помещался космонавт.
Многие сборочные процессы после доставки на Луну модулей станции были автоматизированы, так что космонавты, по идее, должны были прилуниться на все готовое. Однако и этим планам не суждено было сбыться.
Одной из главных причин провала советской лунной программы было недостаточное финансирование (в пять раз меньше американского) и, как ни странно, неприоритетный характер всей программы. Дело в том, что в СССР разделение "военного" космоса и "мирного" было очень условным. Практически все советские космические проекты так или иначе обслуживали прежде всего оборонные цели. Военным было не вполне ясно, почему необходимо тратить средства, так необходимые для строительства баллистических ракет, на освоение лунной поверхности.
Тем не менее задел был создан значительный, и сегодня российская лунная программа начинается не на пустом месте. Проектом предусматривается развертывание базы для нахождения двух или четырех человек, которые должны вести подготовительные работы. Их трудами база будет расширяться и станет способна вместить уже до 12 космонавтов, в распоряжении которых окажется около 20 куб. м жилого пространства. Предполагается часть лунного "дома" спрятать под грунт, чтобы защитить конструкции от губительной солнечной радиации и перепада температур. Помогать строить базу будут специальные машины - экскаваторы, грейдеры, кабелеукладчики, их ЗD-проекты уже созданы специалистами Роскосмоса.
Что касается места размещения этого лунного "пристанища", то пока по этому поводу продолжаются дискуссии. Площадка должна быть оптимальной для доставки с Земли грузов и отправки обратно космонавтов и научных образцов, собранных на Луне. Не исключено, что может быть выбрана точка вблизи Южного полюса нашего космического соседа.
Российские ученые уверены, что для осуществления такого многообещающего проекта необходимо привлекать молодых специалистов. По словам члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Андрея Ионина, проектирование новой техники - задача гораздо более интересная, чем постоянная модернизация старой, например, кораблей "Союз".
Ситуация в зоне СВО остается напряженной